Больше рецензий

7 марта 2022 г. 12:39

750

4 Неизвестность происхождения

Знакомясь с творчеством Чарльза Диккенса меня нисколько не покидало ощущения того насколько всеобъемлюще и лаконично может быть рассказана такая непростая история - история человека, который практически ничего не знает о своей родословной. Помимо этой главной темы присутствуют еще и обличающее повествование об английском судопроизводстве середины 19 века и о судьбе молодого человека Ричарда, который ищет свое предназначение в этой жизни. Автор данного произведения берет нас за руку и проводит по событиям английской эпохи, полной личностей и событий, которые оставляют свой отпечаток на судьбе каждого персонажа. Эстер Саммерсон - ключевая фигура повествования - это тот человек, который мог бы стать образцом поведения для каждого из нас. Мы можем задавать сами себе вопросы: а насколько правдоподобна данная личность? А как бы поступили бы другие на ее месте? Но можно с уверенностью сказать, что человек, который идет через терни незнания себя к пониманию своего происхождения, может сильно удивиться тому какой финал его ожидает. Ведь вопрос того насколько мы хорошо знаем себя, свое окружение и своих ближайших родственников, стоит перед каждым из нас в той мере, в которой мы его поднимаем. Но а что, если наше происхождение нам неизвестно и мы ничего про него не знаем? Что, если у нас есть только несколько знакомых, которым мы можем довериться? Безусловно любая тайна в конечном счета становится явью...Джон Джарндис - опекун Эстер - предстает перед нами человеком, который берет на себя обязательство быть светом в царстве теней. Основное действо разворачивается на фоне судебной тяжбы, которая длится вот уже бог знает сколько. Та судебная система, которую описывает Диккенс совершенно не чтит человеческого достоинства. Для этого механизма не существует личностей, а только бюрократический процесс, длинною в бесконечность. И только хочется удивиться тому, что Британская империя викторианской эпохи - великая держава, предстает перед нами с прогнившей системой судопроизводства. Но главное это люди, которые придают этой системе движение. Эти люди, которые зачерствели и которые исполнены желчи, льющейся через край. И только хочется удивиться тому насколько данная книга актуальна и по сей день. Прошло столько времени, а мотив прогнившей системы до сих пор звучит...Отсутствие каких-либо ценностей у человека, высокомерное отношение к обычным людям эти характеристика присущи юристам того времени. Повторюсь, что это невероятно актуально и по сей день. И на фоне этой судебной тяжбы мы можем лицезреть, то как Эстер обретает себя, то насколько она контрастирует с массой тех людей, засевших в судебной власти. И не лишним будет отметить те линии судьбы, которые описывает Диккенс и тех людей, которые вплетены в перипетии событий. Мы видим многочисленных людей: лицемерных и циничных, алчных и корыстолюбивых. Читателю было просто необходимо пройти через сюжетные линии, чтобы осознать, что даже в такой прославленной стране как Англия существуют социальные и морально-этические проблемы. Но они есть где угодно и миссия автора поднимать наболевшие темы и рассказывать их во всеуслышание, чтобы каждый мог потом задаться вопросом: а каков я? В какой плоскости я нахожусь? Может мне стоит что-то в себе изменить? Особую роль в этом повествовании отведена Ричарду, который ищет для себя предназначения в этой жизни. И в конечном итоге погружается в бюрократизм судебной тяжбы, пытаясь хоть как-то повлиять на ее течение. Мы можем наблюдать как она прожигает его изнутри, как изматывает его. Но все же основным посылом всех этих сюжетных линий является поиск себя в переплетающихся судьбах родословных линий. А судебное производство, точнее его прогнившее желчное состояние показывает нам абсолютное безразличие высших чинов на происходящее. Но все же особое внимание хочется уделить тому как Диккенс поднимает социально значимые проблемы Англии середины 19 века и это заслуживает наших взоров не менее, чем любое его другое произведение. Ведь по сути ‘Холодный дом’ - это напоминание всем нам какими мы должны быть, каких моральных принципов должны придерживаться, чтобы остаться людьми. А людьми можно остаться только тогда, когда чувствуешь сострадание к тому, кому оно действительно необходимо и берешь на себя ответственность за ближнего. Хочется отметить, что в контексте событий данного произведения личность Эстер можно с уверенностью отнести к тем людям, которые заслуживают возможного если не восхищения, то как минимум поддержки и понимания. Но как бы могла сложиться ее судьба, если бы она не попала под опеку Джона Джарндиса? Возможно скиталась бы по улицам дождливого Лондона в поисках пропитания, или существовала бы в обветшалых бедствующих кварталах. Ведь тема социального положения тонко пронизывает все произведение от начала и до конца; и хочется только удивиться тому насколько Диккенс филигранно играет с образами и событиями, придавая произведению неповторимый внутренний антураж. Ведь низшие и высшие круги в обществе, в каком бы амплуа не появлялись перед нами, заставляют расставлять приоритеты относительно того насколько они противопоставляются между собой. И не лишним будет отметить факт того, что любой мотив, любая проблема в обществе заслуживает того, чтобы о ней говорили, чтобы ее поднимали. Любое проблемное место в социальных пластах должно освещаться не менее чем, что-либо иное. И Чарльз Диккенс преподносит нам всю палитру человеческих отношений, какие только могут быть в контексте викторианской эпохи. Нет человечество не скатывается по нисходящей в пучину аморальности и непонимания - люди того времени просто ищут свое место сосуществования в не лучших политических и социальных условиях. И найдут ли они свое место заслуживает нашего внимания. Как важное напоминание того каким может быть человек середины девятнадцатого века предстает перед нами мистер Скимпол - близкий друг Джона Джарндиса - личность, которая говорит нам о том насколько человек может быть по настоящему невинен перед обществом и государством. Это человек который, как он сам утверждает ничего не знает о деньгах и никак не умеет ими распоряжаться. Он проводит свои дни играя на рояле и делая зарисовки на бумаге. Но в этом и заключается его обаятельная притягательность. Он словно большой ребенок, который ничего не смыслит в повседневной жизни. Словно белая ворона посреди стаи своих собратьев. Он словно противовес, который выравнивает невидимый баланс между рациональным и иррациональным.

Для Диккенса это произведение знаменует расцвет его писательского мастерства. Публика благосклонно приняла 'Холодный дом' и безусловно прониклось его смыслом. Хотелось бы отметить, что расцвет творчества автора раскрывает его многогранную личность со всех сторон. Каждый персонаж данной книги особенный и привносит в произведение свою неповторимую ноту, заставляя мелодию повествования звучать из абзаца в абзац, из главы в главу в гармонии с читателем. Что также заставляет нас возвращаться в мыслях к данному произведению и спросить себя: а какое место в жизни занимаю я?