17 мая 2013 г. 17:21

923

5

В древнегреческой практике поклонения вспыльчивым богам было много случаев, когда смертные собственной жизнью и жизнями своих близких расплачивались с олимпийцами за излишнюю гордость, самоуверенность, дерзость... И хотя сегодня люди больше верят в человеческий фактор, чем в божью кару и предопределение свыше, история с «Титаником», ей-богу, могла бы стать отличным иллюстрированием наказания небес за земную дерзость.

А как думать иначе? Первые главы книги читаешь, как сказку. Столько эпитетов в превосходной степени, столько блеска и волшебства можно встретить разве что в детских книгах, описывающих несуществующие хрустальные дворцы. «Титаник» в самом деле был дворцом. Все в нем довели до идеала. Он опережал все суда своего времени по всем параметрам. Он был самым большим, самым роскошным. Его каюты были самыми удобными и самыми дорогими. На его борту можно было бесконечно развлекаться, забыв о том, что на деле ты находишься посреди океана, а не в первоклассном заведении необычайно развитого города. Командовал «Титаником» лучший капитан, капитан Смит, чье имя у всех было на слуху, с которым считалось за честь поговорить или посидеть за одним столиком. Проектировал корабль Томас Эндрюс, лучший кораблестроитель, для которого «Титаник» должен был стать вершиной карьеры (и, как известно, стал). Помощники капитана были самыми опытными, их тщательно подбирали. «Титаник» надраивали до блеска, начиная с первых дней проектирования и строительства и заканчивая спуском на воду. Он вызывал восхищение, он кружил голову.

«Титаник» словно бросал миру вызов одним фактом своего существования. Богатейший, огромнейший, непотопляемый. Он должен был стать и самым быстрым кораблем в истории судостроительства, но, как мы знаем, не стал. Словно не смог достичь последней точки, границы, за которой начинается совершенство. Вместо рекорда скорости он установил рекорд жертв. Его гибель, как и его рождение, была масштабной, кружила голову и вводила всех в недоумение. «Непотопляемый» дворец скрылся в водах океана за каких-то два часа, оставив на поверхности воды сотни умирающих и уже умерших. Идеальное творение рук человеческих, почти доведенное до совершенства словно разозлило океан, который в ту злополучную ночь был намеренно тих и спокоен, что отчасти помешало обнаружить смертоносный айсберг.

Зловещие знаки поджидали персонал и пассажиров «Титаника» на каждом шагу. Корабль не успел отойти от причала, как в него едва не врезалось другое судно. Из-за смены персонала, произведенной в последнюю минуту, «воронье гнездо», откуда велось наблюдение за морем, осталось без биноклей. Но никому не было дела до этих мелких обстоятельств, в совокупности обернувшихся трагедией для «Титаника». Все были уверены, что корабль быстр и непотопляем. И все поплатились за эту излишнюю самоуверенность, за дерзкую безмятежность. Совсем как в древнегреческом мифе.

Дальше...


И все же — океан не испытывает чувств, гневных олимпийских богов нет, вмешательство зловещих или потусторонних сил просто нелепо. Но тогда кто виноват в смерти больше чем тысячи людей? На ком лежит бОльшая вина? Кто допустил главную, роковую для тысячи пассажиров «Титаника» ошибку? Капитан Смит, который, зная от других кораблей о лежащем на пути ледяном поле, не приказал снизить скорость и даже увеличил ее? Офицер, не похлопотавший о наличии биноклей в «вороньем гнезде», которые помогли бы обнаружить айсберг гораздо раньше? Судостроительная компания, не позаботившаяся о достаточном количестве шлюпок на корабле? Спящий радист судна, которое в момент гибели «Титаника» находилось совсем недалеко от него и, если бы радист принял сигналы бедствия, наверняка спасло бы барахтающихся в воде замерзающих людей? Женщины в шлюпках, уговаривавшие офицеров не возвращаться к месту бедствия и не подбирать оставшихся в живых людей, опасаясь за собственную жизнь? Или все они — мужчины и женщины, пассажиры и офицеры, капитан и судостроитель — все виновны в своем безрассудстве и желании обогнать, стать лучшими, прекраснейшими, блестящими, непотопляемыми.

К сожалению, мы никогда не узнаем всей правды о «Титанике». Никогда не узнаем подробности тех четырех дней, когда величественный корабль отправился в свой первый и последний путь. И то, что огромным трудом собрал и соединил как мозаику Милош Губачек, лишь небольшая доля истины о гибели прекраснейшего корабля и его рвущихся к мечте пассажиров.

P.S. Я, как и многие, проливала горючие слезы над фильмом Кэмерона, но даже экранизация не причинила мне столько душевной боли, сколько эта книга - с подробным описанием четырехдневной жизни "Титаника" и горького финала большинства из его пассажиров.

Комментарии

отлично сказано!

+1 17.05.13