Больше рецензий

bumer2389

Эксперт

Старая пиратка с табличкой "Сарказм"

2 марта 2022 г. 18:05

661

4 Не так страшна книга...

Как рисует её аннотация. Серьезно - подобную странную аннотацию я до этого встречала только в старом издании Элис Уокер - Цвет пурпурный . Это такая статья Большой советской энциклопедии объемом в пятую часть книги, которая задается целью объяснить читателю то, что он понять не должен. Конечно, ликбез про фрейдизм и особенно про дадаизм - это очень познавательно - а Дали-то выйдет? Я к нему вообще-то пришла. А еще аннотация словно заранее извиняется перед читателями за то, что их ждет - в частности, излишнее увлечение Дали слюной, эрекцией и испражнениями... Ээээ - на что я в очередной раз себя подписала??? С другой стороны, хочется сказать: Ребят - все нормально, я была в музее, где и не такое рассказывали.
Действительно - не все так страшно, как малюет аннотация. Есть, конечно, всякое. И детальное описание и рассуждение об утреннем стуле, и немного просаживающий темп длинный рассказ о слюне и мухах. И длинное описание лекции Дали о Дали, и грандиозные планы его дивертисментов. Конечно, придется смириться, что Дали считает себя настолько гениальным, что порой говорит о себе в третьем лице. Но - я для себя обнаружила и интересные и необычные вещи. Книга (когда она наконец началась) - сразу как-то покорила меня. Разъяснением о знаменитых усах Дали, на которые его вдохновил образ Ницше. Или рассказом, как он очень хотел вступить в общество сюрреалистов, но его оттуда выгнали за то, что он... ну слишком сюрреалист. И - если поскрести весь этот слой эпатажа и завеять туман самопровозглашенной религии далинизма - можно встретить очень неплохие вещи. Как вообще Дали видит мир, какие у него ассоциации - как он представляет заднюю часть носорога в виде подсолнуха, что он видит в цветной капусте, как он перерабатывает свои сны. Казалось бы - сюрреализм - это отрицание всего академичного. Но Дали пеняет - сначала освойте академический рисунок, форму и композицию - а только потом творите, что хотите. Или отличная идея, что не стоит бояться и стесняться ошибок (и прекрасная история, как Дали кричал петухом, когда что-то шло не так, пугая своего добровольного помощника). И знаменитая (в узких кругах) история, как к Дали приперся очередной начинающий, но очень амбициозный художник за "рецептом успеха". И Дали выдал - пейте шампанское, ешьте устриц. В смысле - не работайте за еду, а работайте в удовольствие. Меня поразили, конечно, его видения и ассоциации - а как он видит цвет! Одно описание улиток - стоит всей книги. Улитки! Розовые, светящиеся, с радужными переливами - как драгоценные камни. С таким видением действительно нужно родиться. И - не всех "коллег" он полоскал и принижал. Есть, конечно, пассажи "сколько не пыжьтесь - вам не суждено даже приблизиться к совершенству". Но - очень хорошо он отзывается о Пикассо. И - с большим теплом и грустью - о Федерико Гарсия Лорке (я смотрела фильм "Отголоски прошлого" - и не очень в него верю, особенно теперь, в свете прочитанного). И побольше бы его Гала. Слишком у него она какая-то богиня, гений чистой красоты, небожительница. И при этом иногда - прям типичная жена гения, которая что-то там шуршит, обставляет и договаривается, чтобы творцу ничего не мешало. И - интересно он говорит об Испании как стране мистической, вольнодумной. Здесь немного не могу согласиться - тут уже сыграл максимализм гения: ведь Испания - она такая разная. Хотя, как отмечает и автор - Дон Кихот как национальный герой - это многое рассказывает и объясняет.
Конечно, много и возмутительного, и странного, и затянутого. Абсолютно неоправданное академическое, по всем правилам высшей школы, исследование - пуков (да-да). Но - иногда прям прорывается то забавные моменты, то образ мысли. Ни в коем случае не буду рекомендовать и агитировать. Даже не знаю, что тут нужно - любить и принимать, повесить здравый смысл на гвоздь, расширить сферу реальности. Но - Дали не перестает меня удивлять.