Больше рецензий
27 февраля 2022 г. 17:50
523
4.5 Единственный способ не дать подрезать себе крылья – не отращивать крылья вовсе
РецензияНачать с того, что этот роман невероятно красив стилистически. И это учитывая тот факт, что несмотря на принадлежность автора к русским корням, своё произведение она написала на английском языке, и лишь затем оно было переведено на более, чем тринадцать языков.
Повествование относит нас в не слишком далёкий 1985-й год, где мы знакомимся с пятидесятишестилетним Анатолием Павловичем Сухановым, успешным искусствоведом и редактором ведущего советского журнала об искусстве. Жизнь Анатолия Павловича движется плавно и без глобальных потрясений по давно накатанной колее. Дом – полная чаша, имеется и жена красавица, и двое подающих надежды взрослых детей. Чего бы ещё желать? Но неожиданная встреча с человеком из прошлого вызывает серию событий, которые неожиданно перемещают жизненные позиции Суханова в новые плоскости, ломая привычный жизненный уклад.
Интересно композиционное построение романа. Сначала можно выделить два плана: настоящее и прошлое, которое представлено воспоминаниями Суханова. Постепенно, чередуясь и причудливо перемешиваясь, два времени образуют некий третий план с мистической составляющей, отражающейся в сновидениях героя и стирающий грани между вымыслом и реальностью.
Обобщая, можно сказать, что Ольга Грушина написала роман о конфликте личности. Всё, происходящее с Сухановым, является следствием его внутренних противоречий, приведших к естественному конфликту с самим собой. Подающий в молодости большие надежды как талантливый и неординарный художник-сюрреалист Суханов изменил самому себе, согласившись на "удобную" должность. Стремление хорошо зарабатывать и отсутствие достаточной веры в свой талант привели к тому, что теперь ему предстояло обличать в нравственном и идеологическом убожестве всё то искусство, которым он так восхищался прежде. Несмотря на то, что 80-е года пришлись на начало "оттепели", когда жёсткая рука советской идеологии начала ослабевать хватку, доверие к продолжительности этого феномена было весьма сомнительно. Поэтому вряд ли можно обвинить Суханова в том, что тогда он не решился отстаивать свои идеи, предпочтя экономическую стабильность высоким идеалам.
Финал романа вопреки ожиданиям оказался жизнеутверждающим. Думаю автор хотела показать, что никогда не поздно поменять свои убеждения и возраст этому не помеха. И хотя 80-е уже давно канули в Лету, актуальность этой темы не потеряна.
Книга прочитана/прослушана в рамках игры Собери их всех!, в группах Книжный винегрет (спасибо за как всегда отличный совет Тане Tarakosha ) и Трактир "Чердак".
Комментарии
Ещё одна замечательная книга, у которой мало читателей...
Я рада, что ты её оценила)