Больше рецензий

Julymystery

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 мая 2013 г. 12:57

64

3

Услышав мнение Толстого о том, что цель любого произведения донести до читалеля ту или иную нравственную идею, Фицджеральд резко возразил: "Если бы это было так, то все величайшие произведения представляли бы собой чертовски приличные проповеди". По его мнению, цель художника должна состоять в том, чтобы "выразить пережитое им в изысканной форме", и он действительно придерживался этого правила. Романы Фицжеральда - это повествование ни о чем, размышления на вольную тему, лишенные сюжета, но ни смысла. Автор прекрасен в своих метафорах и тонких замечаниях по поводу окружающего мира:

Вскоре лес закончился, скатившись с дороги, будто черный чулок с ноги

Струились каплями драгоценные камни..

про имена "Украсив собой последнее поколение героинь и будучи в настоящее время всеобщими любимицами, они достанутся следующему поколению продавщиц...


“Прекрасные и обреченные” это история о двух молодых людях - Глории и Энтони - типичных представителях своего века, апатичных, избалованных, жадно ищущих новых впечатлений. На потяжении всего романа они влюбляются, раздражаются, ревнуют, ссорятся, целуются, снова ссорятся, женятся, ссорятся, ссорятся, гоняют на такси, раздражаются, выражают друг к другу всеобъемлющую, раздутую любовь, снова ссорятся, кричат, ссорятся, скучают, ссорятся, скучают, скучают, ссорятся, кричат и ссорятся снова.
Роман “Прекрасные и проклятые”, в силу своего названия и неуловимости, представлялся мне утонченным, проникновенным, не лишенным трагизма произведением, а стал разочарованием года. Едва перевалив за середину, он уже был невыносим и однообразен, как вечные жалобы неудачника. Я с трудом преодолевала страницу за страницей, но это не приносило облегчения. Такие же эмоции вызвала во мне только одна книга – “Гений” Драйзера, и все чаще и чаще меня посещали мысли бросить чтение на середине (мысли кощунственные по отношению к Фицджеральду). Отрицательные эмоции накатываются в книге, как снежный ком, и растет ощущение необратимой катастрофы.

А потом возникает мысль: а может подобный тон повествования выбран не случайно? Жизнь пустых, возомнивших о себе бог весть что, людей, честолюбивых, но не желающих приложить ни единого усилия для роста: и карьерного, и личностного, жизнь влюбленных, задыхающихся в своем эгоизме, но то и дело старающихся выглядеть лучше - не может быть интересна в полном смысле этого слова. Это исповедь алкоголика, не вызывающая ничего кроме жалости и желания как можно дальше обходить людей подобного круга. Даже не исповедь - ведь в этом случае люди раскаиваются в содеянном, а жалкие попытки оправдания и вызывающее стремление показать, что иначе нельзя.
А может, все гораздо проще, и Фицджеральд, как и его персонаж Ричард Кэрамел, написал свою вторую книгу на волне славы не за тем, что ему было что сказать людям, а в погоне за деньгами и сулящими новыми ощущениями.
Проклятое поколение, описываемое Фицджеральдом, обладает всеми человеческими пороками. Но высшим, на примере этой книги, является самолюбование, ничем не подкрепленное мнение, что ты выше и лучше окружающих.

"Испытал привычное, греющее душу презрение к своему другу" - в этом весь Энтони! Его трагедия в том, что он мечтает всегда быть выше современников, но ничего для этого не делает и не реализованное честолюбие делает его мелочным, злым и полным ненависти ко всему окружающему. Глупость рождает агрессию. За обсуждением недостатков других людей, пытаемся казаться лучше. И их достоинства превращаем в недостатки (много читает - значит не вникает глубоко, пишет романы - просто записывает за всеми и тд)

Глория не сомневалась, что в ее устах любые слова звучат приятно

Я не критикую общеприеятую мораль, но выступаю против отступивших от нее посредственностей, которые, опираясь на достижения софистики, принимают позу нравственной свободы, не имея на то ни малейшего права в силу заурядных умственных способностей



Самое ужасное когда недалекий ум, не зная о своей необразованности в силу этой же необразованности, претендует на обширные знания и собственное суждение.

Поначалу кажется, что главное зло – это Глория, ветреная особа, без цели в жизни. Но по мере чтения становится ясно, что Глория это просто дитя века и, удачно выйдя замуж, она могла бы стать основательницей салона или “иконой стиля”, а вместо этого она превратилась в сварливую домохозяйку при вечно пьющем муже, не имеющая ничего, кроме своей красоты. Глория никакая, ничто, как пустой воздушный шарик, болтающийся в струях ветра. Но для Энтони, как для любого влюбленного мужчины все недостатки возлюбленной кажутся достоинствами: "она была абсолютно естественной и невероятно искренней". Пустота при крытая красивыми словами.
А вот Энтони это настоящая разрушающая сила, возникшая из-за неимоверной слабости духа и приступов жалости к самому себе. Он главный виновник всех проблем в своей семье, начиная от бедности, заканчивая равнодушием, сменившим романтическую влюбленность. Он ярко обрисован в сцене на вокзале, когда загнанный в угол собственным малодушием и трусостью, он пытается реабилитироваться, совершая один за другим все более и более низкие поступки. И после них уже действительно ничего не может быть прежним.

И прочитав роман, можно в горечью заметить, что мы становимся похожими на обреченное поколение Фицджеральда, на злых, лишенных сочувствия людей, сосредоточненных на себе и своих проблемах и спасающихся от жизни, кто как умеет. Может, эта книга предостережение, роковое пророчество, ожидающее нас, если продолжать так же легкомысленно относится ко всему происходящему, возмездие, игра слов, которая для самого семейства Фицджеральдов стало жестокой реальностью?..