Больше рецензий

20 февраля 2022 г. 15:34

482

5 По ту сторону обыденной реальности

После весьма слабого «Второго кольцо силы» «Дар Орла» ощущается более серьезной, вдумчивой работой. Много внимания Кастанеда уделяет моментам расширенного восприятия, и эти живые описания способны вводить в особые состояния сознания, когда кажется, что возможно все, что магическая реальность действительно совсем рядом – стоит только отбросить человеческую глупость и перейти во второе внимание, расположенное по ту сторону полосы желтого тумана.

Я не отношусь к Кастанеде как к беллетристу, хотя и понимаю, что события в его книгах вымышленные. И все же это не просто писатель, а учитель. По его книгам можно составить его портрет и понять набор используемых им методов. По мере написания книг Карлос все тщательней оттачивает свое мастерство поражать, пугать и сокрушать, искусно используя эти приемы для воздействия на глубинные чувства читателя. Отражением самых темных глубин сознания автора является новый персонаж Сильвио Мануэль – «дьявол», «мгла», до смерти пугающий учеников Дона Хуана. Ушедший из нашего мира на долгие годы, этот мрачный человек, возвращается полностью иным, став с одной стороны безупречным воином, с другой – проявлением ужасающих аспектов второго внимания. Через много лет после прочтения книги все еще сохранились в памяти эпизоды с мостом, домом Сильвио Мануэля и опытом пересечения параллельных линий. И хотя сама я никогда не видела никакой стены желтого тумана, сцена описана впечатляюще.

Ученики вспоминают события из жизни, произошедшие с ними во втором внимании, о которых они напрочь забыли. Этот прием можно рассматривать как попытку Кастанеды вписать новые главы в преждевременно завершенную историю, которую потом захотелось продолжить. И все же вспоминание не является чисто художественным вымыслом. Например, люди, которые занимаются осознанными сновидениями иногда спонтанно вспоминают сны, не только свежие, но и давние, а также целые цепочки снов, снившиеся на протяжении многих лет. Многие, далеко зашедшие в своих поисках практикующие вспоминают свой опыт до начала земной жизни и даже после ее завершения.

Ученики Дона Хуана вспоминают всю его партию, а так же женщину нагваля собственной партии. Все это читается не без интереса, но правила построения магического отряда для ухода в неведомое не кажутся мне универсальными для каждого ищущего. Более того они могут направить воина, вполне способного пройти путь в одиночку, на поиски несуществующих членов своего отряда, и человек лишь потратит время зря.

Вишенкой на торте под конец книги становится Орел, пожирающий души людей после смерти. Действительно, существуют отчеты практикующих, которые видели в измененных состояниях сознания нечто подобное, но нет никаких оснований считать, что задачи Орла именно такие, как их описывает автор. По-моему, Кастанеда, будучи человеком в глубине души мрачным и тяжеловесным, слишком активно эксплуатирует в своих книгах страх, печаль и потрясение. Это по-своему впечатляет и может подгонять воина магическим бодрящим пинком под зад. И все же вымышленный (или не очень) мир Кастанеды местами чрезмерно драматичен и суров, и может погружать человека в не самые полезные состояния сознания с точки зрения духовного развития.



Комментарии


Для меня особенно драматичным выглядело "стирание личной истории", а совсем недавно я что-то в этом нашла) Ну... или я так думаю)) Кастанеда четкий. Но мне Флоринда больше зашла, сказочная супруга Карлоса) Путь женщины-воина все же иной.