Больше рецензий
11 февраля 2022 г. 21:06
605
0 Свой круг. Кризис человечности
Рецензия" Я человек жесткий, жестокий, всегда с улыбкой на полных, румяных губах, всегда ко всем с насмешкой..." Так начинает рассказ о себе героиня, давно разуверившаяся в идеалах юности, в возможности семейного счастья, в элементарной порядочности близких людей... На первый, поверхностный взгляд, жизнь героини мало чем отличается от жизни сотрудницы НИИ времен застоя. Она замужем, воспитывает сына. И общением вроде не обделена: еще со студенческих времен сложился "свой круг", центром которого является семья Сержа и Мариши -лидеров, которыми восхищаются все, кто бывает по пятницам на улице Стулиной. Все, кроме героини. Она не обманывается показной добротой и сердечностью "нашего Божества" Мариши, не делает вид, как остальные, что верит в гениальность Сержа. Она говорит в глаза окружающим неприятные вещи, чем вызывает "приступы ненависти" у окружающих, но по большому счету, им нечего противопоставить ее словам, так как она говорит правду...
Что порождает цинизм героини? Глубоко спрятанная душевная боль от несбывшихся надежд на счастье, несовершенство семейной жизни, женское одиночество... По - своему одинокими являются все героини: и красавица Татьяна, и Ленка Марчукайте, всеми силами старающаяся "зацепиться " в Москве, и жены "стукача" Андрея, и даже "лучшая" из всех дам "круга" - Мариша, покинутая впоследствии мужем...
Жизнь героев, движущаяся по одному и тому же кругу, не лишена смысла только благодаря любови к детям. При этом принято восхищаться одаренной дочерью Мариши и Сержа, коронным номером Татьяны является рассказ о младенчестве сына, а муж героини Коля стыдится своего ничем не примечательного сына Алешу, родившегося от нелюбимой жены.
Но вот у героини, много лет тянущей на себе воз "семейной" жизни, земля буквально уходит из-под ног: сначала от тяжелой болезни умирает мать, вслед за которой она хоронит отца, умершего во сне. И вскоре после этого она находит у себя первые признаки того же заболевания, что свели в могилу ее мать. .. И в это время ее муж уходит к Марише, брошенной Сержем. Героиня нисколько не обольщается ни насчет бывшего мужа, совершенно равнодушного к собственному сыну, ни насчет "своего круга" якобы близких ей людей. Чтобы сын не стал ненужным "довеском" к трехкомнатной квартире, которую, конечно же займет бывший муж с новой семьей, она устраивает жестокий "спектакль", пригласив на Пасху всех завсегдатаев улицы Стулиной. Гости гуляют в ее доме, Мариша "приценивается" к квартире героини, Коля вскользь интересуется, где Алеша ( а на часах первый час ночи) , и получив ответ, что мальчик "гуляет", ложится на диван и засыпает.
На самом деле героиня продумывает все до деталей: она отправляет сына на дачу, запретив возвращаться и звонить. Но ключ от дачи из кармана курточки мальчика забирает. Поэтому уже на рассвете выйдя из квартиры, гости видят Алешу, уснувшего на ступеньках в подъезде. И тут героиня с гневным криком накидывается на мальчика и намеренно бьет его так, чтобы разбить ему нос. Она все правильно рассчитала: " Они все как один, не могли видеть детской крови, они могли разрезать друг друга на части, но ребенок, дети для них святое дело..." "Сердобольные" друзья, вырывают ребенка из ее рук, муж с криком: "Все! Я забираю!..Мразь такая!" - уносит Алешу с собой. Мариша заботливо вытирает кровь с лица мальчика носовым платком. Теперь героиня уверена, что слабохарактерный Коля, не посмеет отказаться от Алеши, ведь с момента, когда у нее "отняли" сына, у их круга появилась новая идея "спасения" ребенка от ненормальной матери. Собираясь отправиться "по дороге предков" мать была вынуждена ударить сына по лицу вместо благословения, жертвуя доброй памятью о себе во имя его будущего.
Такова история женщины конца XX века, на чью юность и зрелость пришлись времена застоя. За красивыми словами о ценности семьи и моральном облике советского человека скрывалась неприглядная правда о моральной несостоятельности мужчин и безысходном одиночестве женщин... Об этом исповедь героини "другой" прозы Петрушевской.