Больше рецензий

9 февраля 2022 г. 11:10

400

5

И. С. Тургенев "Стихотворения в прозе".
"Стихотворения в прозе", или "Старческое"(с латинского языка)-какой обширный пласт вопросов возникает при чтении. Тургенев прав, говоря в Предисловии, что не надо читать подряд, надо останавливаться, размышлять. Сколь много накопленного за десятилетия у писателя: о жизни, смерти, любви и непонимании, понятии правды.... Все отразил он в маленьких произведениях.
То, что перед нами жанр "стихотворения в прозе" понимаешь с любого рассказа. Они пронизаны лирическим началом. Изобразительные, стилевые приёмы использует Тургенев: "... было безмолвно…, но чуялась близость пробуждения – и в поредевшем воздухе пахло жесткой сыростью росы", "... с леденящей струей выносится из глубины здания медленный, глухой голос". Поэтическое дарование Тургенева выразилось в неритмичной прозе.
"Собака", "Старуха", "Последнее свидание" и другие притчи напрямую спрашивают читателя о Смерти, ее значимости в жизни каждого. Что она несёт и когда? Тургенев ни одного вывода не делает. Он сам как созерцатель медленно отходит в сторону, поставив вопрос. Выводы делать нам.
В "Насекомом" беспристрастность героя к смерти, в отличие от других, даже пугает. Да, о ней, Злодейке, и не надо рассуждать ежечасно, но помнить- надо. Тургенев подчеркивает,что даже детей нужно готовить к этому понятию. Смерть ко всякому приходит внезапно, как к герою.
Мастер лирической прозы, Тургенев обожает среднерусскую природу. Под его пером она появляется во всех своих сочных красках и звуках от шороха травы до криков петухов, перепалки крестьян: "Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеётся не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене", "Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка..."
Тургенев упоён этой обстановкой. Душа его героя именно в этих пределах находит долгожданный покой. Зачем мчаться на перекладных за границу, когда Счастье рядом?! "...к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?"
О, с какой иронией, для меня так не похожей на Тургенева, писатель умеет говорить о наших пороках. То о зазнавшемся молодом ещё человеке, мчащемся по городу с радостью, что наклеветал. Или "пройдохе", который обвиняет другого в своих же пороках. Что делать в таких ситуациях? Смеяться над низкими людьми, указывать ли им на ложь? Каждый выбирает по себе. Тургенев в притчах осмеивает это.
Много среди произведений сборника тех, которые, как "Клара Милич" или " Песнь торжествующей любви", наполнены мистикой, оригинальностью. Таков "Конец света" с подзаголовком "Сон". Как понимать его? Мальчик в рассказе как предвестник беды, о детях должно помнить каждое поколение? Нужно ли ради каждого стремиться к Восхождению? Но человек чаще творит беды, Земля может исчезнуть.
Тургенев не выставляет напоказ никогда свою огромную любовь к русскому люду. Сам будучи не нищим, не относился к кому бы то ни было по-барски. Автор рассказывает пронзительные случаи, судить о которых предоставляет нам.
В "Маше" описывает извозчика, у которого и "армячишко", и "плетётся шажком", и говорит "упавшим голосом". Лишь изобразительно показывает свои впечатления от встречи с крестьянином, вынужденном работать в городе. Судьба крестьянина, внезапно потерявшего жену, вызывает боль. Сочувствия добился от читателя Тургенев, уверена. Каждый, не только вышестоящие, имеют чувства. "И крестьянки любить умеют!"- до Ивана Сергеевича произнес Карамзин. Тургенев, Чехов продолжают нас тихо учить своими книгами: уважай любого, протяни ему руку помощи, прояви сочувствие.
"Дурак", "Восточная легенда", "Чернорабочий и белоручка"...- как часто Тургенев под иносказательной формой скрывает глубочайший смысл. Сказка легенда, притча и сказание, басня...- могут позволить о невероятном повествовать смело. Тургенев и без этих форм не боялся бы осуждений, но это позволяет ему больше иронизировать. Осмеять ли критиканов-крикунов, толпу так даже сильнее.
В скольких притчах Тургенев-мастер, знаток Жизни показал двуликость бытия. Сколько бы событий, людей не было в жизни, на все мы смотрим по-разному. Знания, опыт и навыки у любого свои. Взгляд наш не может быть однозначен. "Порог", "Милостыня" и т.д- об этом. Русская девушка, переступающая "порог", для одних-страдалица, для других-святая. Нищий для кого-то- исчадие Ада, лентяй, для иных-страдалец, которому подадут милостыню.
Каким же разным смыслом можно наполнить любое стихотворение в прозе Тургенева! "Н.Н", "Монах"...- столько мыслей рождает каждое. Хорошо это, хорошо. Тургенев пишет о том, что и подразумевает этот жанр: о своем понимании Веры, любви. Часто то или иное явление рождает ассоциации героя, понять которые не представляется возможным. Непросты они, стихотворения в прозе. А уж юноша, взявший томик в руки, может быть "растоптан" тяжёлым жанром.
Как же много (если не все!) тут стихотворения в прозе, которые я не понимаю. " Любовь", "Брамин" и многие другие. Не потому, что глупа, недалека. Но я, действительно, на сознательном, умственном уровне не могу понять сути того, что высказывал Тургенев. Своё понимание, какое-то простое, есть, но остаётся недопонимание прочитанного. Может, этим и ценен, бессмертен Тургенев, что его надо перечитывать?..
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово