Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

28 января 2022 г. 10:44

450

5 отец-убийца, или кто убил отца?

древние ученые, как отмечает жебелев, объединили в одну группу диалоги "евтифрон", "апология сократа", "критон" и "федон". повод к объединению именно этих четырех трактатов довольно логичен - это хронология. в "евтифроне" сократ говорит о том, что на него подали в суд, в "апологии" звучит сама речь сократа на суде", "критон" показывает сократа в тюрьме, а в "федоне" мы видим сократа на смертном одре. потому мне представляется странным порядок чтения платона, который предлагает украинский философ баумейстер: сначала "апология сократа", потом уже "евтифрон".

"евтифрон" гораздо занимательнее и проще той же "апологии", да и он важен тем, что в нем поднимается один из важнейших вопросов для сократа: "что есть благочестие?"

в начале может показаться, что "евтифрон" написан не платоном, потому что в "апологии сократа" сократ предстает жутко ироничным и едким старцем, не теряющим присутствие духа даже перед лицом смерти, а до середины "евтифрона" он мягок, спокоен и даже кротко выслушивает евтифрона, молодого философа. но позже первое впечатление пропадает, ибо, дав выговориться евтифрону, он начинает не столько дискутировать с ним, сколько пытается понять, что такое благочестие, и тут-то во всей красе выходит из мрака неутомимый сократ, которого мы видели в "апологии".

безумно притягательна спокойная и величественная фигура молодого евтифрона, который подал в суд на своего отца за убийство своего слуги. какой скандал! подать в суд на родного отца за убийство какого-то там слуги! сократ изумляется, разве можно подать в суд на собственного отца? на что евтифрон отвечает:

смешна, сократ, твоя мысль, будто есть разница, кто умерший - чужой или близкий.

видно, откуда у постмодернизма ноги растут (чего греха таить, все когда-то взахлеб читали и читают древних греков) с его устремлением убить всех (гуманизм, автора, смысл и, конечно же, отца). кто убил отца? - у постмодернистов это переосмыслено иначе, чем у сократа, который задается вопросом: кого убил отец?, что тоже немаловажно. впрочем, если смотреть на постмодернистский вопрос с другой стороны, то получится, что евтифрон косвенно убил авторитетную фигуру отца, опорочив его перед общественностью и заставив нести наказание за грехи.

именно это наталкивает сократа на мысль: не совершает ли евтифрон нечестивое дело? как следствие - благочестиво ли он поступает?

евтифрон парирует это тем, что богам это будет казаться благим делом, ведь и зевс же "оскопил своего отца за нечто другое в таком же роде" (имеется в виду его свержение кроноса и пр.), на что сократ, доказывая относительность и неустойчивость любого утверждения, говорит, что пусть зевс и гефест, как боги, что имели стычки с родителями, порадуются за него и посчитают его дело благим, но вот гера и кронос, потерпевшие надругательства от детей, не будут считать евтифрона правым.

единой точки зрения нет. даже евтифрон, если читать очень внимательно, сначала говорит, что все боги посчитают суд над убийцей справедливым, потом соглашается с сократом, что о каждом отдельном случае боги могут поспорить. потому финал, где сократ пытается добиться окончательного ответа от евтифрона, иронически смешон, но неудивителен:

скажу, только в другой раз, сократ, ибо теперь кое-куда тороплюсь, и мне пора итти

мы так и не узнаем окончательного ответа евтифрона о благочестии. наверное, в этом есть доля правды. как никак, к окончательному выводу мы никогда не придем.