Больше рецензий
16 апреля 2013 г. 20:26
1K
5
РецензияС некоторым сомнением я начинал читать "Бэббита", потому что художественный мир Синклера Льюиса был мною ещё не познан. Случайным, непонятным образом залетают к нам в головы различные исторические имена. Писатели, политики, композиторы... их имена хаотично доносятся до нас с экранов телевидения или же мы можем узнать о них благодаря неприметным статьям местной газетенки. Таким образом, современный потребитель получается уникальную возможность общаться как истинный сноб абсолютно на любую тему. Хотите поговорить о Бетховине? - "Да, да слышал, неплохой композитор", а может быть о Бисмарке? - "А как же! Знатный немец!". На этом, собственно говоря, и исчерпываются знания современных людей об их именитых предшественниках.
Признаюсь, и я не без грешен в этом деле. Так вот, например, недавно я наткнулся в магазине старых книг на сборник Синклера Льюиса и чисто механически, на уровне подсознания пришел к выводу, что надо книгу купить.. "Это ведь тот самый именитый писатель", - подумал я в тот момент. Читая первые пятьдесят страниц романа, я недоумевал. Привыкнув к приключенческим романам Джека Лондона, я вновь вернулся в лоно серой реальности. Что за картина предстала предо мной? Будничная жизни американского буржуа Джорджа Бэббита. Он печется об общественном мнении, у него есть жена, которую он никогда не любил, назойливые дети, которые не дают позавтракать по-человечески, книги в его доме чувствуют себя явно неуютно, пылясь на маленьком столике. А зачем Бэббиту книги, когда он может читать газету своего родного города - Зенита? Вот он "неисчерпаемый" источник знаний горожанина! Правда... есть маленькая загвоздка, Бэббит мог рассуждать лишь на те темы, о которых он уже читал в газете. Так что если вы заведете разговор в повседневной жизни с каким-нибудь Бэббитом о Шопенгауре, вам останется лишь довольствоваться красноречивым молчанием недовольного собеседника. Работенка у Джорджа Б. была не пыльная - маклер по продажам недвижимости. Доход от бизнеса был вполне приличным, так что Бэббит считался в своем городе преуспевающим человеком. Бэббит любит шутить, улыбаться, он позитивный среднестатистический американец. Однако за всем этим поверхностным благополучием кроется великая человеческая трагедия..
С. Льюис на примере Бэббита показывает как обыкновенное малодушие может загнать человека в тупик, откуда выхода уже не будет. Как же горько на душе становится, когда понимаешь, что и ты сам в жизни порой боишься сказать человеку всю правду, боишься его обидеть, боишься оскорбить своё тщеславие, ведь тебя перестанут любить. Вот и с Бэббитом то же самое... В молодости встречался с Майрой, которая ему нравилась, но не была любима, Майра же подумала, что Бэббит её избранник и что у них настоящая взаимная любовь..Какой обман! Бэббит не хотел огорчать Майру, разрывая отношения и... женился на ней. Этот пример из жизни Бэббита - манифест современному человеку, который малодушно страшится сказать "нет"... Не терзайте людей, которые вас любят, гоните прочь свою спесь и просто признайтесь человеку, что он вам безразличен. Бэббит этого не сделал, и в итоге, он всю жизнь ложился в постель с нелюбимой женой, всю жизнь, уходя на работу он целовал лишь плоть, а не дух. Привычка заместила великое чувство и в душе осталась лишь пустота.
Однако вернемся в к нашему персонажу. Спокойная жизнь, семья, приятели по клубу, стабильный доход - это ли не американская мечта? Нет, когда все это представляет собой лишь карточный домик. В этом песочном мире Бэббита, где все было иллюзорно - клуб "Лосей", в котором было престижно состоять и где никто по настоящему не интересовался своим собеседником, все желали лишь выпить, поиграть в покер да повеселиться; cемья - где каждый день ты видишь свою жену и чувствуешь себя неполноценным, спрашивая себя: "Неужели я не могу любить? Неужели меня не могут любить?" Работа, куда приходится ходить ради того, чтобы прокормить свою семью и для того, чтобы казаться успешным деятелем. Бэббит делает лишь то, чего от него ждут другие люди, и кажется, что уже ничего не изменится, что болото мещанской жизни засосет остатки его индивидуальности.
Мне кажется, у каждого человека присутствует инстинкт самосохранения собственной личности, собственной неповторимости. Если человек идя по жизненной дороге отстаивает независимость своего разума как мужественный воин, то он находится в гармонии с самим собой. Если же он решит сложить оружие, то противник, имя которому праздность мысли, сразу же одолеет его. Бэббит был воспитан в духе практичности, ему не за чем было изучать философии или же читать худ. романы, так как благодаря этому не заработаешь денег. Общественный дух капитализма крепко и очень туго завязал повязку на духовные глаза Бэббита. Как бы он не пытался снять с себя повязку, все было бесполезно, что ясно показывает С. Льюис описывая дальнейший ход событий.
В размеренный темп жизни главного героя постепенно влетают мысли: "Какая симпатичная секретарша и почему бы мне... но...жена, семья, дети". Постепенно Бэббит обретает мысль, что он может быть привлекателен для женщин и он начинает свою череду знакомств с самыми разномастными дамами, он входит в круг любителей вечеринок, начинает выпивать, забывая про свои благочестивые убеждения, которые, собственно говоря, скорее были навеяны очередной газетной статьей о практичности. Он чувствует себя бунтарем и это ему нравится. Ему нравится убегать от семейной суеты, ему нравиться сбегать с работы в кино с женщиной, которая его понимает. С собственной женой у него уже давно была потеряна связь.
Потолок бунтарства Бэббита проявляется в противостоянии городской знати против рабочих, которые устраивают стачки. Когда в клубе "Лосей" заходит очередной разговор о происходящем в городе, в котором местные финансовые заправилы всячески оскорбляют рабочих: "Убийцы! Лентяи", - Бэббит не выдерживает и делает заявление, которое изменит отношение соплеменников к нему:"Они такие же люди, как и мы!". Банкиры, предприниматели, адвокаты никак не могли понять точку зрения Бэббита, они лишь осознавали, что он, высказываясь подобным образом, идет против их интересов. С Бэббитом прекращают общение его соседи, приятели. Капиталистический мир устраивает ему бойкот. А что же Бэббит? Он как ребенок, попавший в неведомый мрачный мир, страдает от понимания, что он остался абсолютно один. При этом, Бэббит наслаждается той мыслью, что его возможно считают независимо мыслящем человеком. На самом же деле он этакий комнатный революционер, борется не за идею, а за собственное тщеславие.
Эпилог показателен. Бэббит не выдерживает общественного пресса. Очевидно, что он и не мог этого сделать по определению, потому что не было у него той самой идеи, за которую действительно стоит бороться. Книг он не читал, а значит и не мог он найти в них убежища от людских насмешек. Он так и не узнал, кто он такой на самом деле, он так и не стал цельным, настоящий человеком, с собственными убеждениями. Он выбрал мир теней и иллюзий. А какой мир выбрали вы?
Комментарии
Интересная рецензия. Книгу не читал. Но уверены ли вы значении концовки?
Бэббит успокоился, смирился со своим положением. Последний диалог с сыном пропитан насквозь одновременно разочарованием Бэббита в своих силах и, в то же время, мощным оптимизмом, так как сын Бэббита возможно избежит всех трагических ошибок своего отца.