17 января 2022 г. 09:24
313
3 Диалог о правильности имен
...если кто-то непрестанно будет спрашивать, из каких выражений получилось то или иное имя, а затем начнет выпытывать, из чего эти выражения состоят, и не прекратит этого занятия, разве не появится в конце концов необходимость отказать ему в ответе... когда дойдет до имен, которые уже выступают в качестве первоначал, из которых состоят все другие имена?
Однако, отмечает Сократ, докопаться до сути этих первых имен не так просто, по причине их давности.
...имя есть некое подражание вещи
Ощущение вещи должно было соотносится с ощущением, которое вызывает конкретный звук.
... буква ро соответствует порыву, движению и в то же время твердости... А лямбда — гладкости, податливости...
...так как при произнесении лямбды язык очень сильно скользит, то, пользуясь уподоблением, он [законодатель имен] так дал имена «гладкому», «скользящему», «лоснящемуся», «смолистому» и прочим подобным вещам.
В свою очередь альфу присвоил «громадному», эту — «величине», поскольку это долгие звуки. А для выражения «округлого» ему необходим о-микрон.
Беседуя, Сократ и Кратил обращают внимание на когнитивную функцию языка (то есть язык как способ познания мира).
Сократ: ...какое значение для нас имеют имена и что они выполняют?
Кратил: ...они учат... кто знает имена, тот знает и вещи.
Сократ: ...когда кто-то знает имя, каково оно, — а оно таково же, как вещь, — то он будет знать и вещь, если только она оказывается подобной имени...
Правильные имена должны отражать сущность предмета, все его признаки в совокупности. Давать правильные наименования, по Сократу, — искусство, и искусство это называется диалектикой.
Книга не понравится обычному читателю, но может быть интересна тем, кто целенаправленно изучает филологию, лингвистику, греческий язык или античную философию.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!