Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2013 г. 09:16

215

5

Мне очень интересно, есть ли ЛайвЛибе более нерадивый читатель-долгостроитель, чем я. Книжка "Рядом с Жюлем Верном" была мне подарена отцом 24 года назад - на мое 9-летие!!!!!! И вот только теперь я закончил этот свой "долгострой". Как говорится, "с чувством глубочайшего...". Подумать только, 24 года!..

Впрочем, меня частично извиняет то, что книга Евгения Брандиса предназначена не совсем для детской аудитории, хоть и напечатана издательством "Детская литература". Я ее могу сравнить с романами человека, которому она посвящена - ведь и Жюля Верна традиционно считают автором детско-юношеских романов, хотя на самом деле он занимает такое же прочное место в мировой классической литературе всех времен и народов, как его соотечественники Мопассан, Стендаль, или наши - Пушкин, Толстой, Достоевский, или... на этом месте могут быть десятки и сотни имен.

Итак, книгу "Рядом с Жюлем Верном" трудно читать в детском возрасте, потому что она претендует все-таки как на исследование творчества этого великого писателя. Соответственно, для прочтения подобной литературы надо быть немного подготовленным - во первых к стилю изложения, а во-вторых к содержанию. Или, наоборот - во-первых к содержанию... Потому что непросто читать "литературу о литературе", тем более о непрочитанной литературе. Например, я прочитал всего пять романов и один рассказ Жюля Верна, причем еще не читал "Дети капитана Гранта" и "20000 лье под водой". И хотя знаю краткое содержание этих и ряда других важнейший произведений в творчестве писателя, некоторые вещи в книге "Рядом с Жюлем Верном" оставались мне непонятными. Что уж говорить о беглом экскурсе Брандиса в те верновские произведения, о которых я "ни сном ни духом"?

Неподготовленный читатель (а если это юноша/девушка или вообще ребенок, то он будет всяко неподготовленным) должен читать эту книгу, вооружившись справочниками или (и) интернетом, чтобы наводить справки по всем непонятным вопросам.

Дальше...

Теперь ответ на главный вопрос - а стОит ли вообще читать издание Брандиса?

Отвечаю - ДА, ДА, еще раз ДА И еще тридцать три раза ДА.

Почему? Потому, что книга написана интересно. И хотя в ней есть эпизоды, без которых она не стала бы беднее, все же она может и должна быть прочитана от доски до доски. Интерес этот вызван правильно подобранным балансом между исследованием частной жизни писателя и исследованием его творчества. В то же время оба эти исследования проведены и изложены подробно (конечно, насколько это может позволить 220-страничная книга). Биография, личная жизнь, семейные неурядицы, путь на Парнас - это все есть ровно в такой степени, чтобы отчетливо представлять личность писателя. Идеи и замыслы произведений, первые попытки в литературе, отношения с издателем и история написания романов и рассказов - этого достаточно для того, чтобы ЗАХОТЕТЬ прочитать еще непрочитанное. Наконец, подобранный баланс позволил гармонично соединить человека и писателя.

Сомневаться не приходится: мысли, которые высказывают его герои, избороздившие океаны, – это его собственные мысли, а в образе капитана Немо воплотилась его собственная личность


В письмах к издателю он постоянно жалуется, что нехватка времени мешает ему стать настоящим стилистом, выработать безукоризненный стиль, к которому он так стремился. Однако по своему темпераменту Жюль Верн просто не мог разрешить себе такой роскоши, как шлифовка каждой фразы, поиски единственного незаменимого эпитета или какой нибудь необычной метафоры. Воображение гнало его вперед, стремительно развивающееся действие не позволяло задерживаться. Особенно в первые годы он до такой степени вживался в образы своих героев и обстановку действия, что, когда, например, писал о путешествии капитана Гаттераса к Северному полюсу, «схватил насморк и чувствовал озноб от холода», «ощущал себя вместе с героями пленником ледяного царства»


Беллетристические приемы Жюль Верн всякий раз варьирует, когда ему необходимо ввести отступление на научную или историческую тему. Он обладает секретом увлекать читателей даже такими, казалось бы, сухими предметами, как описание устройства и взаимодействия частей машины и технологии обработки химического продукта. Секрет состоит в умении связывать в один сюжетный узел успех или неудачу любого предприятия героя с творением его рук – работой машины или получением того же химического продукта («Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» и другие)


Автор копал глубоко. Среди его источников - не только найденное в библиотеках, архивах, фондах справочниках. Он поработал и с первоисточниками, глубоко изучил мемуары современников Жюля Верна и воспоминания и труды его внука Жана Жюль-Верна. На их основе даже удалось воссоздать вполне правдоподобное и достоверное интервью, скомпилированное из разных материалов, содержащих прямую речь главного героя книги. Благодаря этому, мы, например узнаем, что Жюль Верн говорил...

Успех моего первого романа, да и других, которые были написаны позже, обычно объясняют тем, что я в доступной форме сообщаю много научных сведений, мало кому известных. Во всяком случае, я всегда старался даже самые фантастические из моих романов делать возможно более правдоподобными и верными природе


Я не могу приступить к работе, если не знаю начала, середины и конца своего будущего романа. До сих пор я был достаточно счастлив в том смысле, что для каждого произведения у меня в голове была не одна, а по меньшей мере полдюжины готовых схем. Большое значение я придаю развязке. Если читатель сможет угадать, чем все кончится, то такую книгу не стоило бы и писать. Чтобы роман понравился, нужно изобрести совершенно необычную и вместе с тем оптимистическую развязку


Работая над своими романами, я всегда думаю о том – пусть иногда это идет даже в ущерб искусству, – чтобы из под моего пера не вышло ни одной страницы, ни одной фразы, которую не могли бы прочесть и понять дети


Я не сомневаюсь в своем будущем. К тридцати пяти годам я займу в литературе прочное место


Если сам я не всегда могу быть таким, каким мне хотелось бы быть, то пусть, по крайней мере, такими будут мои герои…


Наконец, текст сопровожден иллюстрациями, в том числе - фотографиями самого Жюля Верна, его современников и подвижников, репродукций его изданий и даже неумелых рисунков Льва Толстого, который читал роман "Вокруг света в 80 дней" своим внукам.

ndgPPlN3lDQ.jpg 9egg-zUZcaw.jpg

*****

В дополнение ко всему добавлю - книга Брандиса стала на сегодняшний день последней книгой, которую я прочитал из своей собственной библиотеки. Я не считаю забитых до отказал полок, которые накоплены моими ближайшими родственниками - я могу всем этим распоряжаться так же свободно, как своим собственным. Но все то, что было куплено лично мной или подарено лично мне - вчера было прочитано полностью.

Рецензия написана в рамках 12 тура "Борьбы с долгостроем". Закрыт первый объект.

Комментарии


Неподготовленный читатель (а если это юноша/девушка или вообще ребенок, то он будет всяко неподготовленным)


Что-то непонятно... почему "всяко"? Жюль Верна, конечно, можно читать и в пост-юношеском возрасте, но IMHO -- это детско-юношеское чтение прежде всего. Я сама читала его в школьные годы. Однако же, у каждого своя книжная дорога, не навязываю... Век назад, возможно, это было чтение для взрослых. Тут я не уверена.


Всяко - потому что чем мент возраст, тем ниже вероятность знакомства с ключевыми романами