Больше рецензий

14 января 2022 г. 13:52

660

4 Господи, Господи, дай чистоты! Дай чистоты, Господи! Избави от боли, от лжи, от грязи!..

Про Бориса Пильняка я узнала от Дмитрия Быкова. Кажется, в программе «Сто лекций». Арестовали Бориса через две недели после «благосклонного» письма от Сталина — на трехлетие сына (будущий актёр Б. Андроникашвили впоследствии станет супругом и отцом единственной дочери Л.Гурченко).

Расстреляли писателя сразу после оглашения приговора. Запомнилось, что уходя из дома он не взял с собой приготовленный женой узелок («Он хотел уйти из дому свободным человеком, а не арестантом»). Жена же (княжна Кира Андроникашвили)
попала в лагеря спустя месяц после его ареста.

В данный сборник входят пять «контрреволюционных» повестей.

«При дверях» (1919) обо всем на свете — о прошлом, зиме, любви, дневниках (честно говоря, слог превосходный, но текст представляет собой «поток сознания», за которым мне было тяжело уследить).

«Иван-да-Марья» (1921), посвящённая А. Пешкову, представляет собой трудный для понимания «поток сознания» с детективно-эротическим уклоном. Самое неясное для меня произведение.

«Мать сыра-земля» (1924) о жизни одного лесничества с его воровством, грязью, убийствами, суевериями и Гражданской войной. Сильнейшее произведение!

Но ведь сказано классиком, что в России вещь, кроме прямого своего назначения, имеет второе: — быть украденной…

«Повесть непогашенной луны» (1926) понравилась мне больше всех своей простотой и какой-то обречённостью. Чтобы написать произведение, намекающее на обстоятельства смерти М. Фрунзе, нужно, безусловно, обладать смелостью, граничащей с безумием.

В произведении «Красное дерево» (1929), после опубликования которого на Б. Пильняка спустили всех собак, ничего крамольного я не нашла. Очень понравилось как в конце автор описал историю возникновения русского фарфора.

луковицы на церквах, конечно, есть символ луковой русской жизни.

Итог: рада, что познакомилась с автором, но читать его другие произведения не буду. Да, красив язык. Да, атмосферно (чем то напоминает Сорокинскую «Метель»). Да, попадаются жемчужины пера, но чтобы их «раздобыть» нужно прорываться через нескончаемый поток авторского сознания и флешбэки. Отсюда и основной минус: после прочтения хочется заглянуть к критикам, чтобы узнать, что же всё-таки хотел сказать автор, да и вообще перечитать «по-простому» сюжетную линию.

Прочитано в рамках игры «KillWish»