Больше рецензий

9 января 2022 г. 16:37

337

4.5 Концентрированная русская тоска

«Собиратель рая» попался мне на глаза давно, примерно в год своего выпуска. Уже не помню, как я его заприметила – где-то увидела, и он не давал мне покоя. Всё хотела его заполучить – а потом он просто пропал. Я искала его около года и совсем нигде не могла найти. Но однажды – представляете, чистое везение! – увидела его на распродаже, случайно заглянув. Это было как в фильмах, увидела только «его» – но не мужчину, а роман. И роман ну очень особенный.
Я бы хотела сказать, что место действия – это по большей части Москва и немного – Нью-Йорк, но на самом деле это не так, ведь место действия, по сути, – умы главных героев. И даже не столько их мировоззрение, сколько ход их мыслей, их восприятие реальности, того, что они наблюдают перед собой и ощущают. А наблюдают они повсеместную, пронизывающую тоску. Знаете, я наверное, пока ни в одном романе не встречала такой концентрированной русской тоски в наивысшей степени. Если переводить это в киноэквивалент, то это, наверное, фильмы Балабанова.
Действо настолько живо и вместе с тем статично, оно самобытное, такое горькое и беспросветное. И герой, часто говорящий о ностальгии, буквально пропитывает ею. Чем больше ты читаешь, погружаясь в этот фантастический обыкновенный мир, который нам рисует Евгений Чижов, тем больше ты проникаешься этой простреливающей насквозь русской тоской. Главный герой простой-сложный персонаж (обожаю таких - ты всегда их понимаешь, но никогда их не понимаешь). В данном случае перед нами барахольщик и собиратель антиквариата по прозвищу Король. И его увлечение требует отдельного внимания. Я думаю, что в этом безудержном желании Кирилла коллекционировать всё же кроется, конечно же, желание как-то скрасить безысходность, которую он наблюдает каждый день. Одна его часть, безусловно, свыклась с ней, легко в ней барахтается, иногда, пожалуй, даже наслаждается и философски рассматривает с таким, знаете ли, испытывающим прищуром, а другая часть, наверное, ждала перемен, как пел известный автор, и какого-то житейского чуда – а чуда не произошло, произошёл только кошмар. В итоге мы видим главного героя, его метания – и душевные, и физические. Мы видим, как неловко ему во всей этой реальности, сколько бы он ни пытался говорить о том, что ему по большей части без разницы, что он вне времени. Но я всё же остро ощущаю какую-то оторванность Кирилла не столько он настоящего, сколько от времени в принципе. И это не свобода, как говорит его свита, это, скорее, потерянность, и эта потерянность прослеживается у абсолютно всех персонажей, которые нам показаны. Их немного, они, как правило, безумно простые, но невероятно ёмкие. И за всё это Евгению Чижову огромное спасибо. Я ни в коем случае не пожалела, что когда-то, в 2019, я безумно захотела себе эту книгу и всё это время искала её. Рекомендую ли я к прочтению? Однозначно.