Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

25 декабря 2021 г. 19:33

326

5

5 книга цикла о Людях Льда

Временной период: 1625-1628
Герои: третье поколение: Сесилия, Тарье Линд (род. 1607; первый ребёнок Аре и Меты)

Что ж, предчувствие не обмануло меня. Эпохи постепенно сменяются, последние сумрачные годы средневековья уступили место новому времени, громкому, бурлящему, изменчивому. В магию давно никто не верит, и даже потомки проклятого рода стали реже задумываться о том, что отличает их от обычных людей. Хотя следовало бы. Такая сила не растворяется бесследно в прошлом, она может затаиться, но потом даст о себе знать, и пожалеют те, кто закрывал глаза на очевидное. К сожалению, намёки на неизбежную катастрофу видит только читатель.
   А персонажи пытаются жить обычной жизнью, она увлекает их светской суетой, новыми горизонтами, гонит из родного поместья в большой мир, на континент, разбрасывает по свету. Повесть о Людях Льда постепенно расширяет свою географию, привлекая всё больше стран и всё теснее переплетаясь с реальными историческими событиями.
   И это неплохо. Наивно было ожидать, что семейная сага таких масштабов затаится в норвежском медвежьем углу. Поколения сменяются, годы летят. Естественно, что и масштабы происходящего растут. Просто атмосфера этой книги немного отличается от первых трёх. И хоть стилистически ничего не меняется и акценты расставлены на тех же всегда актуальных нюансах человеческой психики и отношений, всё же как-то печально. Без Силье всё не то и всё не так. Привык я к ней. А сейчас будто бы читаешь книгу не о давно знакомых подросших детях и внуках, а о каких-то совершенно посторонних людях. Наверное, это чисто мои заморочки, но попробовал воспринимать всё именно в таком ключе, и стало как-то легче.

На этот раз в центре сюжета будет жизнь Сесилии при дворе датского короля. Головокружительная карьера для младшей дочери не самых знатных дворян из покорённого государства. Однако все блестящие перспективы оказываются под угрозой из-за мимолётной несдержанности и жажды любви. Минутная страсть погасла, суровые будни вернулись, а последствия придётся как-то расхлёбывать. Внебрачный ребёнок во дворце – непростительный грех. И тогда Сесилия решает предложить взаимовыгодную сделку своему другу Александру Паладину, безответная любовь к которому и сломала ей жизнь и чей грех, по мнению окружающих, был куда больше. И это один из тех моментов, когда Сандему показывает пропасть между сознанием тех времён и современным: пронизывающие общество предрассудки, закоснелые представления о правильном и противоестественном, о непорочности и греховности. Особенно когда это касалось личной жизни. Люди очень любят судить других, до сих пор любят, но в ту далёкую пору и незапланированная беременность, и гомосексуализм могли стать реальным приговором. Здесь вообще довольно плотно поднимаются вопросы ориентации и восприятия их в прошлых веках. Сесилия наивно считает это болезнью, которую можно вылечить, а Сандему в авторских ремарках добродушно над ней подтрунивает.
   Несмотря на всю предшествующую дружбу Сесилии и Александра, несмотря на то, что этот союз был жизненно необходим обоим, им пришлось выстраивать отношения через силу и сопротивление – как в агрессивной шахматной партии, которая стала для героини проверкой на слабость и бесполезность. Хотя сам факт проверки в данной ситуации и возмутителен. Ну серьёзно, мужик, эта девушка спасла твою жизнь, почему она ещё должна доказывать, что достойна уважения? Хорошо же раньше общались. А если бы она не умела играть в шахматы?
   Впрочем, Сесилия тоже хороша. Просто ярчайший пример, как добрейшие по своей сути люди превращаются в махровых манипуляторов, чтобы милотой и заботой переломить другому хребет. Как распоследняя дурочка она влипла в созависимые отношения этакой жертвенной спасительницей. И вот таких психологических моментов в цикле очень много, Сандему ничего не называет прямым текстом, но всё узнаваемо.

Параллельно с этим идёт история Тарье, уехавшего на учёбу в Германию. Но шведская война закрутила его, затянула в свои жернова, связав на поле боя судьбы всех персонажей. Нельзя не отметить, что писательница даже военную историю преподносит в несколько ироничном ключе, объясняя с современных позиций её причины и поражение.
   И по-прежнему остаётся главной загадкой, кто же станет меченым в третьем поколении. Уже казалось, что рок отступил и хотя бы ненадолго минует семью, но нет. Единожды проклятый – проклят навсегда, греховная суть носителя дьявольской крови всегда будет жаждать зла, власти и смерти.

Я не представляю, как герои будут справляться с этим. Не воспринимаются они полноценными наследниками рода. Вроде бы Лив и Даг давно уже немолодые люди, но всё равно без присмотра Тенгеля все они кажутся неприкаянными детьми, беспомощными перед проклятием тёмного дара. Может быть, с этой ролью справился бы Тарье, но он слишком юн и не получил от деда всех нужных знаний. А феерический клиффхэнгер в конце довольно прозрачно намекает, что истинному наследнику учителя не нужны. Он черпает знания из бездны, из крови, из самого ада. И горе всем, кто встанет на его пути.