Больше рецензий

lwy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 декабря 2021 г. 22:34

888

5 Спойлер

И этот роман был написан до «Крошки Доррит»! Надо было сразу датировки поглядеть. А то всё не оставляло подозрение, что, наверно, Диккенсу кто-нибудь в своё время пожаловался: «Хватил ты, дядя! Не жизненная история у тебя получилась – какая-то бульварная книжонка». Автор выслушал и решил исправиться – отобрал лучшие запчасти, перебрал сюжет, погонял его на разных скоростях. Теперь вместо сопливых рыданий-страданий текст летает на высокооктановых мотивировках. Рост налицо!
На самом деле писались романы наоборот: «Холодный дом» сперва, «Крошка Доррит» (его неудачная копия) – после.

«Холодный дом» – по всем статьям любимый ребёнок. Сразу видно, что в текст вкладывали все силы и над ним была проделана огромная работа по прорисовке персонажей и деталей, по сведению в единый рисунок кучи сюжетных линий. Номинально сюжетная линия Эстер является главной, но на самом деле это не совсем так. Главное – изображение жизни вообще – с её горестями и бедами, встречами, расставаниями, радостями и надеждами. Иначе почему так обстоятельно показана, например, Кэдди Джеллиби и её семья, которые не имеют никакого отношения к тайне Эстер и истории с Чесни-Уолдом. По сути, «Холодный дом» – даже не роман, а отличный литературный сериал.
И кстати, название обманчиво. Все дома, хозяйкой которых становится Эстер – тёплые дома. За исключением гибели одного картонного и ещё одного интересного, но нераскрытого персонажа финал ничто не омрачит и всё закончится вполне благостным хэппи эндом. Это в целом очень тёплый, спокойный роман, где дом – убежище от бурь и дарится он героям практически сразу. Они время от времени будут делать вылазки из этого дома во внешний негостеприимный мир, но последний ни разу не попытается вторгнуться в их убежище. Так что роману больше подошло бы название вроде «Тёплый сейф».

Сейф настолько хорош, что бесконечная тяжба в Канцлерском суде (несмотря на все попытки Диккенса показать её как грозный фатум, настигающий героев) ничуть не пугает, как не пугает гроза, грохочущая где-то за горизонтом. В итоге гроза опрокинет всего-навсего трёх бледных персонажей, у которых сразу с их появления в сюжете на лбу была надпись «бить сюда».

спойлер
Тяжба в итоге обошлась «малой кровью», из реальных людей (не картонок) никто не пострадал.
свернуть

«Тёплый сейф» занятен не сюжетом (тайна прошлого Эстер нужна чисто для создания неспешного сюжетного течения), а образами героев. Их здесь заметно больше, чем нужно просто для раскрытия главной и побочной интриг. И каждый герой, как обычно бывает у Диккенса (и в чём его мало кто может превзойти) – сам по себе целый сюжет.
Все персонажи «Тёплого сейфа» чётко делятся на две группы – написаны «по старинке» и написаны «по-диккенсовски». «По старинке» – это значит либо по сентименталистскому, либо по романтическому шаблону, «в одну краску», без предыстории и будущего. Так Диккенс изображает в основном всяких карикатурных «побочных» граждан (вроде дамы-благотворительницы или самозванного проповедника). «По-диккенсовски» – мы получим интересного, неоднозначного, изменчивого героя с великолепно прописанным «речевым» портретом и просто портретом. С этим разделением в «Тёплом сейфе» вышла только одна обескураживающая заковырка: часть положительных героев с чего-то написана «по старинке» (2D), а часть – «по-диккенсовски» (3D). Вот Эстер – героиня, которая весь роман пытается сохранить самое ценное в изменчивом мире, присматриваясь и изучая. А вот её подруга Ада – персонаж-гипсокартон из сентиментальной литературы. Всё по канону: золотоволосая, красивая, добрая – и пустая, без ярких, запоминающихся поступков. Ну не считать же таковым тайного замужества! Ведь сентиментальная героиня именно так и обязана была поступить.
К счастью, таких «картонок» в романе только две – Ада и её будущий супруг Ричард. С ними планировалась на разрыв трагичная сюжетная линия, но всё оказалось настолько предсказуемо, что только плечами пожать, страницу перелистнуть. Автор, видно, и сам это чувствовал, поэтому Ада с Ричардом вытаскиваются на сцену, только когда в сюжете наступает затяжная пауза.
От воспевания инфантильности и игры в «дочки-матери» здесь, к счастью, ещё ничего нет. Напротив, заметно, как много в романе «профессионалов» своего дела (самого разного рода). Эстер – спец по созданию домашнего уюта, леди Дедлок – по «блистанию» в высшем обществе, мистер Скимпол – по паразитизму (этот душный «душка» целую теорию разработал – почему паразитизм полезен для людей), мистер Вудкорт – самоотверженный врач, Талкингхорн – спец по сбору и хранению тайн, дед Смоллуид – спец по взиманию процентов со всего, чего только можно. Последние два – отрицательные герои, но тоже профессионалы своего дела.
Самым занятным из всех оказался образ инспектора Баккета – настолько профессионального профессионала, что этого сначала даже не видно!
Простонародье здесь тоже 3D, а не сентиментальная икона, как в «Тяжёлых временах», например. Да и финал это только подтверждает: неважно, из какого ты сословия – если ты готов пожертвовать ради своей любви чем-то важным, то ты светлый, хороший человек.
Предложение мистера Джарндиса, который годится Эстер в отцы, здесь не выглядит как сомнительные с этической точки зрения подкаты престарелого мужика к молоденькой. Джарндис видел в этом единственный способ дать дорогой ему девушке-сироте хоть какой-то общественный статус и укрепить её финансовое положение в случае своей внезапной кончины.
Правда, остались здесь ещё по «Тяжёлым временам» памятные странные раскладки любовных пар. Номинально у нас пары Ричард – Ада, Вудкорт – Эстер, а по тому, с кем и как они предпочитаются нежно секретничать, выходит совсем другое: Ричард – Вудкорт, Ада – Эстер. Хоть на их диалоги посмотрите – один в один влюблённые парочки: воркуют, руки нежно жмут, в глаза заглядывают. Ладно… Всё ж лучше инцестуальных намёков.

спойлер
Героиня, хоть и потеряет красоту вместе с надеждой на то, что её признает мать-аристократка, конечно, станет женой красавца Вудкорта (чьи предки тоже были из старинного рода), а не обычного парняги-работяги Гаппи. Последнего автор напоследок так жёстко унизит, что даже странно – нетипичная для него жестокость.
свернуть

В общем, хороший сейф, надёжный, большой. Можно время от времени (всё равно такую махину враз не прочтёшь) залезать в него греться. Если, конечно, не боитесь замкнутых пространств: викторианская литература в больших дозах имеет свойство вызывать лёгкие приступы клаустрофобии.