Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 декабря 2021 г. 15:17

743

4 "Похоже, мы вообще обречены на судьбинную причастность своему народу..."

"И даже смеяться уже хочется только над своими. Наверное, старею..."

Очередной, третий по счету, том из 21-томного собрания сочинений Дины Рубиной скорее всего (и наверняка) порадует любителей малой прозы писательницы - ведь большую часть содержащихся здесь произведений составляют эссе (в количестве 16-ти шт.)

Эссе, как известно, по своей жанровой принадлежности априори положена некоторая личная составляющая, аккумулированная из собственных переживаний, размышлений, впечатлений, воспоминаний. Но вместе с тем и другие произведения настоящего сборника - повести (их в книге две: "Во вратах Твоих" и "Камера наезжает!") и рассказы (их побольше, но ненамного: "Итак, продолжаем!", "Вывеска", "Большеглазый император, семейство морских карасей") - во многом (если не во всем) автобиографического характера.

Так, в повести "Во вратах Твоих" речь пойдёт о нелегких первых годах писательницы в эмиграции (в Израиле) - новая культура, другой менталитет местных жителей, иные условия жизни - все чужое, непонятное, незнакомое, иногда - пугающее, иногда - забавное...Да, уклад жизни - это не только непривычный быт, это ещё и совершенно другой взгляд на жизнь и происходящие в ней и в мире события и процессы, совершенно другое отношение к житейским трудностям и проблемам...(еще бы - жить под ежечасной угрозой войны...)

Повесть "Камера наезжает!" поведает об одном интересном опыте, случившемся когда-то в жизни Дины Рубиной - опыте написания сценария в соавторстве. И если кто-то до сих пор почему-то думает, что работа сценариста легка и ненапряжна, то произведение Рубиной быстро развеет любые заблуждения на сей счет.

Больше всего мне в сборнике понравились именно эссе. Ироничные, хлёсткие, жизненно-правдивые (по крайней мере, в это хочется верить), лиричные и в чем-то даже поучительные. Спектр поднимаемых в них тем и вопросов довольно широк: непростые будни литератора, да и вообще эмигранта, темы воспитания детей и службы в армии, взаимоотношения с новыми соотечественниками и взаимоотношения этих самых соотечественников меж собой (сколько здесь было курьезов! Нелишним стал явно и значок "18+" в уголке обложки книги). Ведь сколько нелепых и непредсказуемых ситуаций способно создать недостаточное владение языком:)

Много внимания Дина Рубина уделяет при этом описанию и в какой-то мере анализу национальной еврейской идентичности и самости, их отличительным чертам (среди которых, по мнению писательницы, непримиримость, громкость (в прямом смысле этого слова), желание высказываться по любому поводу, часто их не устраивающему, какая-то своеобразная форма общения даже среди незнакомых людей - с ноткой семейственности, демократичное воспитание подрастающего поколения (так, например, 9-летний ребенок может сказать взрослому "ты", и это никто из присутствующих хамством или грубостью не посчитает).

Больше всего понравились и запомнились следующие эссе:

- Дина Рубина - Я – офеня (о литераторе, вынужденном зарабатывать себе на жизнь выступлениями и продажей собственных книг);

- Дина Рубина - Ружьё для Евы (дочка Дины Рубиной служила в израильской армии, и с этим временем у писательницы тоже связано много забавных и не очень наблюдений);

- Дина Рубина - …Выпивать и закусывать… (воспоминания об Игоре Губермане, том еще затейнике и невероятно оптимистичном по своему складу человеке);

- Дина Рубина - Иерусалимский автобус (жизненные зарисовки о транспорте - узнаваемо и часто напоминает наши, российские реалии:)

А главный вывод, который постепенно, страница за страницей, раскрывает на писательница, заключается, по моему мнению, в том, что жизнь всегда (!) удивительнее, прекраснее, непостижимее и фантастичнее любого вымысла о ней (здесь встречаются такие персонажи, которых просто нельзя выдумать) И, если читая какой-то из рассказов, вы думаете про себя, с внутренним сомнением: "Да ну, не может такого быть в принципе", значит, вы просто не жили (или не были) в Израиле. Государство, которое, по признанию самой Дины Ильиничны, оказалось необыкновенно созвучно главному вектору ее творчества, - трагифарс во всей красе...