Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

8 декабря 2021 г. 04:43

575

4 Нет одиночества больше, чем память о чуде (цитата)

She's a maniac, maniac, I sure know
And she's dancing like she's never danced before
(«Maniac» Michael Sembello)

В подворотне нас ждет маньяк
Хочет нас посадить на крючок
(«Утекай» Мумий Тролль)

Не знаю, как там считается в классическом суждении (и тут же пошёл и посмотрел), но произведения этих жанров — мистика, ужасы — я отношу к разряду лёгкой литературы. Ну, т. е. если не поставлены какие-то общественно значимые проблемы, не выведены характерные для социума типы личностей, не освещены важные актуальные процессы и явления, не затронуты глубины чувственной и интеллектуальной переработки и отражения мира героями и персонажами, а в основном всё сводится к развлечению читателей, к увлекательным событиям и происшествиям как во внешнем мире героев книги, так и в его внутренних сущностях, то мы имеем дело с литературой простой, лёгкой, не слишком притязающей на особый интерес читателя и на последующую проработку содержимого книги.

Дальше...

Всю написанную выше хрень можно смело откинуть в сторону, не слишком чинясь размышлениями по этому поводу, ибо как пел товарищ Окуджава «Каждый пишет как он слышит» — всякий читающий человек имеет право на своё собственное мнение как в отношении литературы серьёзной, классической, сложной и большой (боллитры, в общем), так и в отношении творчества более лёгкого, развлекательно-увлекательного, половинчатого, что ли — короче говоря, поллитры.

Правда, некоторые мастера порой умудряются совмещать в своём творчестве признаки и того и другого (помимо поллитры и чего-то там ещё закусочного), и в результате читатель получает за внешне развлекательной формой глубокое и долгоживущее содержание — и тут впору будет упомянуть больших настоящих фантастов: братьев Стругацких и пана Станислава Лема, Айзека Азимова и Клиффорда Саймака, Рея Брэдбери и прочих гигантов жанра. Которые сумели не просто насажать «деревья» своих произведений, но и взрастить целые «леса» смыслов и сутей.

Есть ли такие мастера среди писателей, творящих в уже упомянутых жанрах «ужаса и мистики» — сходу не назову. Хотя яркие имена, конечно же, вспоминаются сразу и без труда — Стивен Кинг и Дин Кунц, Джо Хилл и Александр Варго (спасибо ДП), Владимир Данихнов и Илья Масодов (опять же благодарность #долгаяпрогулка) — это вот те, которых я сразу смог вспомнить и назвать навскидку (а другие читатели безусловно смогут пополнить список и другими яркими именами). Ну и вот теперь состоялось знакомство с новым (для меня) автором этого калибра.

Сразу ухвачу быка за рога — в целом книга мне понравилась. Хотя вообще к этому жанру отношусь спокойно. Бывают всплески интереса (и тогда появляются в читаемом книги того же Дина Кунца, например, или «Упырь» А.К. Толстого), но чаще просто прохожу мимо полки с такого рода книгами (это в библиотеке) и мимо соответствующих подборок на нашем благословенном сайте. Однако какое-то количество книг из этой оперы всё же прочитано, так что есть с чем и с кем сравнивать. И потому вполне обоснованно утверждаю — в своём жанре книга вполне.

Понравилось то, что автор не увлекается чрезмерно прямыми описаниями всякого рода страшностей и ужасностей, т. е. такого рода картинки не подавляют все прочие события и происшествия. Чего греха таить, некоторые ужастические авторы считают, что чем больше они наваяют крови_кишок_доброты, тем круче будет их произведение. И извращаются по полной, заставляя также по полной извращаться всяких своих маньяческих извращенцев. Максим Кабир в эту сторону и сам не пошёл, и своего читателя не погнал. Всё повествование выстроено стройно и ладно, от ввода в тему и завязки сюжета переходит к основному содержанию, при этом не гоня лошадей в сторону концентрации испарины на влажном читательском челе и выгонкой холодного читательского пота вдоль по читательскому же хребту да в трусы. Нет, страшилки раскручиваются постепенно, сначала робко выглядывая из-за занавески и прячась в тенях плохо освещённых углов вечерней комнаты, и шурша и постукивая всякими шуршалками и стукалками. И перемежаются вполне добротным реалистическим описанием картин быта небольшого шахтёрского городка, куда отправляется в преддверии Нового года наш ГГ. Но постепенно тени страха становятся всё более чёткими и глубокими, а звуки устрашающими и грозящими, расширяется круг лиц, вовлекаемых в эту карусель потусторонних явлений и призрачных видений, а также появляются и подозреваемые, причастность которых к смертям и исчезновениям людей то становится почти неоспоримой, то вновь уходит на задний план, оттесняемая новыми фигурантами нашего мистического расследования.

Шаг за шагом компания главных действующих лиц оказывается в самом центре происходящих криминально-мистических событий, охвативших практически весь город и вступает в прямое противоборство с главными злодеями и негодяями. И тут…

А вот тут пойдут спойлеры:

И тут мы переходим к тому, что в книге не понравилось. Хотя такой финал, скорее всего, также является признаком соответствия законам жанра. Я имею ввиду конечную победу Добра над Злом, а наших героев над зловредами (спасибо за термин отечественному фантасту Сергею Снегову, хотя у него зловреды совсем другой конфигурации и ипостаси). Понимаете, когда читаешь такого рода книгу, то безусловно волей-неволей находишься на стороне светлых сил и страстно им сочувствуешь, и желаешь их победы. Но когда в конце наступает именно то, чего ты вроде как желал, то вдруг ощущаешь, что автор как бы пошёл по лёгкому пути, никем не пожертвовал (несколько десятков безымянных горожан не в счёт, ведь они как бы из массовки), никого из героев не подверг крайней степени негативного воздействия, в общем, получите сплошной новогодний хэппи-энд, распишитесь вот тут ___________ .

Второй момент, который автор как бы упустил из объяснений — что же там всё-таки было за теми потусторонними явлениями, за всеми теми пришельцами и пришлецами, являвшимися нашим героям. Нет, суть их понятна — собственные глубинные страхи, материализовавшиеся… каким образом? Что, тот самый недорождённый антибог их порождал? Или этот самый непростой старичок-сектант? Или всё-таки это порождение той самой магической материи, которая называется эктоплазма? Как-то темка невнятно прозвучала. Или это я невнимателен был?.. Ну, да ладно.

свернуть

Вот, в общем-то, и всё, что вам следует знать об этой книге. А всё остальное можете почерпнуть из её содержания. Хотя нет, нужно ещё сказать, что книга написана весьма живым колоритным русским литературным языком. Образным и ёмким. Свободным и раскрепощённым. И потому отдельное удовольствие получаешь от самого процесса чтения. Вот теперь всё.

Берегите себя и своих близких. И с наступающими на всех на нас крещенскими, рождественскими и новогодними праздниками!

Прочитано в рамках декабрьского тура Долгой прогулки, задание №1, на момент начала чтения было 22 рецензии (принт скрин имеется).

Команда «Шардонне с ракетой на борту! »: ElenaKapitokhina , moorigan , Rita389 , Strannik102.

Комментарии


"боллитры" и "поллитры" - умеешь ты откопать.
Так и не вспомнила, об этой ли рождественской страшилке недавно рецензию читала.


Там пара свеженьких декабрьских отзывов на книгу было, ага
Так оно само напросилось обыграть ))


Ха-ха, мирному Страннику кровавости не хватило. Максимально бесспойлерно пишешь. Даже предположить не могу, понравилось бы мне подобное.


спасибо за исчерпывающее.
;)


ДОП
+ Мне очень нравятся используемые тобой (а может, тобой и придуманные) словечки типа боллитра и поллитра. Такие неологизмы у тебя почти в каждой рецензии, это твой фирменный знак. А еще мне очень нравятся твои длинные сложносочиненные и подчиненные предложения, которые можно разматывать, как новогоднюю гирлянду. Ну и позитив, направленный на читателей твоего отзыва.
- Мне кажется ставить в один ряд Стивена Кинга и Александра Варго - это фу! Фу три раза!
А еще я за бесспойлерность. И у самой она не всегда получается, но в отзывах на книги такого жанра ей быть. А конкретно в этой рецензии у тебя какие-то спойлеры на финал, но практически ничего о завязке, чтобы чтобы привлечь потенциального читателя.


А еще я за бесспойлерность.

Госспади, как же ты мои рецки тогда читаешь...


Кинг и Варго в данном контексте просто как вспомнившиеся имена, без сравнивания мастерства. Типа как сказали вспомнить два первых блюда, сразу назвал щи и борщ, хотя одно люблю, а другое — так себе.

Да, спойлерить ужасно ненавижу, но тут пришлось пожертвовать принципом. Правда старательно запихал спойлер под соответствующую опцию (впервые, кстати, воспользовался ею) — век живи )))


произведения этих жанров — мистика, ужасы — я отношу к разряду лёгкой литературы. Ну, т. е. если не поставлены какие-то общественно значимые проблемы, не выведены характерные для социума типы личностей, не освещены важные актуальные процессы и явления, не затронуты глубины чувственной и интеллектуальной переработки и отражения мира героями и персонажами, а в основном всё сводится к развлечению читателей

Ну, дядя Странник, это справедливо для любого жанра, написанного с соблюдением исключительно внешних признаков жанра. Вон я свою книгу за то и чморю, что она заявлена как НФ, а от НФ в ней только интерьеры одни. Чем не бессмысленнее, скажем, та же сказка без морали? А ведь волшебство происходит. Или пьеса без связи реплик между собой? А ведь реплики на месте, и внешне - пьеса. Так что зря ты на ужасы/мистику бочку катишь (катить надо на авторов посредственных и на массовое сознание, требующее низкосортную жвачку, да на общий уровень образования, приведший к такой ситуации).

Боллитра и поллитра - это шикарно, обожаю твои неологизмы вычитывать и заимствовать! Аж со стула привстал, чтобы подобающим образом крылами похлопать!

Есть ли такие мастера среди писателей, творящих в уже упомянутых жанрах «ужаса и мистики» — сходу не назову. Хотя яркие имена, конечно же, вспоминаются сразу и без труда — Стивен Кинг...

Чот сам себе противоречишь.

никем не пожертвовал (несколько десятков безымянных горожан не в счёт, ведь они как бы из массовки)

Аааа, дядя Странник, убил! А как же неизгладимые муки совести главных героев за смерть нескольких десятков горожан?

Понравилось то, что автор не увлекается чрезмерно прямыми описаниями всякого рода страшностей и ужасностей, т. е. такого рода картинки не подавляют все прочие события и происшествия. Чего греха таить, некоторые ужастические авторы считают, что чем больше они наваяют крови_кишок_доброты, тем круче будет их произведение.

Это уже не про твою рецку, а мысли вслух. Литература и жанр ужаса, готновелла (и её реинкарнации в виде, например, Кинга) вообще пугают неизвестностью. Т.е. чем меньше в книге скелетов (реальных зримых/слышимых) выражений пугающего, тем больше она пугает. Мы боимся того, чего не видим, не слышим, не знаем, такова природа страха. Когда ты что-то видишь - уже знаешь, с чем бороться, начинаешь бояться конкретного видения, а страх увидеть что-то, чего ещё не знаешь, больше, чем то, что-то определённое.

Понимаете, когда читаешь такого рода книгу, то безусловно волей-неволей находишься на стороне светлых сил и страстно им сочувствуешь, и желаешь их победы. Но когда в конце наступает именно то, чего ты вроде как желал, то вдруг ощущаешь, что автор как бы пошёл по лёгкому пути

Вооот, очень точно это ощущение ты выразил! У меня такое с Химией смерти было: вроде бы там автор загнал положительных персонажей по самое не могу, до смерти, а потом раз - и внезапные оживления, и всё это кажется уже каким-то несерьёзным, понарошку, зачем было город городить, если потом на попятный и как раз, что называется - "лёгким путём идти".

что же там всё-таки было за теми потусторонними явлениями

Здесь скорее оборот "что же стояло за" более правилен, "что за этим было" или "что за этим есть" не говорят, говорят "что за этим стоит".


Здесь скорее оборот "что же стояло за" более правилен, "что за этим было" или "что за этим есть" не говорят, говорят "что за этим стоит".

Просто у меня это неустойчивый оборот :-)


Аааа, опять каламбур, обожаю!!! И тащу к себе в загашник!


Резюмирую большими буквами: "ДОП ПРОКЛЯТЫЙ".
Странник закружил меня словесами так, что не особо поняла, о чём книга. Выцепила сеттинг - шахтёрский городок и финал под катом без завязки. Тоже редко пользуюсь опцией, но бывает. Про боллитровые неологизмы - это я первая каркнула, Шардонне продолжили галдёж, и получился сбор новоделов в трёх рецензиях. Бесспойлерность в отзыве на страшилку - знак качества, но лучше бы о завязке, чем о финале. Удивительно, что тебе, мирному Страннику, кровавости не хватило.
Засматриваюсь иногда на Сергея Снегова. Заинтриговал его "зловредами". Что посоветуешь для знакомства с новым автором?


У меня к нему большая любовь с его трилогией "Люди как боги": книга первая "Галактическая разведка", вторая "Вторжение в Персей" и третья "Кольцо обратного времени". Вроде есть в аудио...

Для затравки — некоторые идеи Снегов взял от астрофизика Козырева, с которым вместе сидел в Норильске


Упс, плодотворное сотрудничество. Уважаю, что указал, чьи идеи взял.
Да, торренты на трилогию мелькали.