Больше рецензий
7 декабря 2021 г. 22:43
3K
3 Спойлер
РецензияВ юношеском возрасте, а может быть и малость раньше, в моё поле зрения вошли фильмы и книги с детективной направленностью. Захватывал не только процесс расследования дела, но и психологизм персонажей: раскрытие мотивов их поступков и чувств, которые они испытывали по отношению к содеянному. Кроме того, мне нравилось и нравится наблюдать, как адвокаты выстраивают защиту своего подзащитного, обманывая систему уловками и полуправдой, либо манипуляцией фактов в пользу дела.
В современной литературе сложно найти достойных представителей детективного жанра, а психологический триллер на вес золота. Обычно это проходные истории и расследования, которые есть желание обходить стороной. Несложный жанр, любимый читателями, следовательно стараться особенно не нужно, ведь и так прочитают. Поэтому уже какое-то время назад прекратила чтение оного жанра. А тут мне захотелось попробовать формат совместных чтений, и в клубе было предложено ознакомиться с новинкой – «Мы начинаем в конце». Так и начался увлекательный опыт, о котором я не пожалела.
Книга начинается с некоего мистического убийства тридцатилетней давности, убийца готовится выйти на свободу, а пострадавшие от его «поступка» с ужасом пытаются осознать сей факт. В самом названии - «Мы начинаем в конце» -, таится подсказа к происходящему в книге. Ведь события начинают развиваться таким образом, как бы подталкивая зрителя от конца к началу того ужаса, через который проходили герои триллера.
Главная героиня – Датчесс, девочка-подросток. На ее плечи ложится воспитание младшего брата, забота о матери алкоголичке и наркоманке. Триггерная тема, трогающая большое количество людей на планете. Когда ребенок вырастает раньше положенного срока, несет крест ответственности за своих близких и родных. В подобных семьях дети с намного большей любовью и трепетом относятся к своему родителю, страдающему от зависимости. И героиня книги не становится исключением из правил. Она сражается, защищается, оберегает и продолжает любить от всего сердца и с полной отдачей. С посторонними людьми она колючий ежик, потому что на своей шкуре испытала несправедливость жизни и обстоятельств, в которых оказывалась. Поэтому ее неуместное, яростное и защитное поведение оправдывается без слов.
Неким лучом света в мрачной обстановке, созданной автором, становится офицер полиции – Уок. Правдолюб, живущий по законам мира, честный до кончиков пальцев. Персонаж с нимбом над головой, на которого равняется девочка и жители небольшого городка, а может быть и сам Уитакер. Автор почти с криком в душе старается донести и доказать себе, своему читателю – «не все в этом мире гнилые и подлые». На встречу антагонистам выходит союзник, к которому можно примкнуть в любую минуту. Но останется он таковым, или обстоятельства сломают и его?
И того, у нас есть олицетворение девочки-воительницы и офицера-законника. У нас должен быть мальчик-принц, постоянно требующий защиты девочки-воительницы, помогающей ей оставаться на стороне добра, если в таких обстоятельств оно вообще имеет место быть. И мальчиком-принцем становится ее брат – Робин. Датчесс держится за него, как за соломинку, дающую последние глотки воздуха перед смертью или боем, смотря, что она выберет в кульминации истории.
Автор вводит в повествование безответственную мать, которая одновременно является и жертвой событий тридцатилетней давности. В этой истории она может быть антагонистом, а также жертвой, не справившейся с эмоциональной травмой своего детства. Кто же она? А может ли она быть четко по середине?
Большой акцент делается на четверке друзей, разными способами причастных к старой трагедии, живущих прошлым в своем настоящем. Один сидит за решеткой и борется с виной, второй ставит жизнь на паузу и живет прошлым, третья убегает от прошлого и не может построить жизнь в настоящем, а четвертая пускается во все тяжкие, пытаясь заглушить свою боль.
И вот здесь нужно решить, жертва она или злой антагонист. Стар выбирает для себя материнство, а значит ее прерогативой должны становиться дети. Безответственная мать не вписывается в идеальную картину мира, отсюда у нас выходит неблагополучная семья. В тоже время в финальной развязке, автор раскрывает ее персонаж следующим образом: она выбирает свою юношескую любовь, неважно в каком виде достающуюся, довольствуется малым и создает семью. Получается она справилась с травмой и решила жить дальше? Не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Наступает момент, когда любовь и отдушина жизни - Винсент, выскальзывает из ее пальцев. На попечении остаются дети, а она снова впадает в коматозное состояние. Инфантильно игнорируя ответственность материнства. Либо сталкивается с другими обстоятельствами, которые доводят ее до точки кипения. Автор не раскрывает персонажа до конца, хотя изначально замахивается взойти на вершину Эвереста. Да, есть фактор предательства отца Стар, а также боль, которая приносит вынужденная разлука с Вином. Но это не дает никакой почвы для мотивов ее поведения.
Злодеев в этой книге достаточно, но есть два самых страшных и опасных. Убийца-монстр – Винсент, и злодей-скала – Дарк, наводящий ужас на городок своим появлением в н-году, начав скупать земельное имущество горожан. И так пойдем по порядку.
Называть убийцей Винсента в прямом смысле этого слова однозначно сложно, хотя, персонаж он неоднозначный. В свои шестнадцать лет он по неосторожности, по велению случая, а может по распоряжению судьбы, сбивает маленькую девочку. Его осуждают по всей строгости, жестокость наказания вызывает много вопросов, но такие вердикты не исключения в системе. Потом происходят непонятные события во время отсидки срока. Он то ли убивает другого заключенного, то ли защищается. Увы, здесь автор решает не погружать читателя в гущу событий. Есть показания отца погибшей девочки, когда он признается в том, что заставил Вина сознаться в намеренном убийстве, а также разговор с патологоанатомом, уверенного в жестоком избиении заключенного. Где правда в этих фактах остается только догадываться! Винсент корит себя во всех произошедших событиях, в загубленных судьбах. Заканчивает свою жизнь самопожертвованием, хотя его поступок лицемерней некуда. Дети остаются без отца и матери, а он убегает от ответственности, оправдывая все спасением души и рассудка Датчесс. После этого момента симпатия к герою улетучилась, хотя изначально он мне нравился.
Второй негодяй – Дарк, трагичность его истории однозначно поражает. А вот его поступки вовсе нет. Лежат на поверхности, как пленка на парном молоке, ничего сверхординарного. Однозначное разочарование, хотелось глубины, большего погружения, а не поверхностных поступков. Да, родители готовы на все ради своих детей, спора нет. Но они находят способы реализации со стороны сильного человека, а не слабака, прикрывающего низменные поступки дочерью, в качестве щита от осуждения общественности и очищения своей совести. Такие люди есть, поэтому персонаж в личине Дарка может быть, но здесь больше мое субъективное «фи», можно было бы его поступки обыграть интересней, герой заиграл бы совершенно другими красками, палитра психологии человека стала глубже.
Как ни странно, убийцу Стар я определила практически сразу. Правда, слегка ошиблась в мотивации, но не удивилась, если бы сюжет в итоге и с таким итогом закончился. Он не тривиальный, но не нов для данного жанра. Дети становятся убийцами, общественность приходит в ужас, но к таким исходам приводят их же поступки. Безответность ложится не только на плечи людей, которые на первом плане конфликта, но и на окружающих людях, бездействующих и тихо наблюдающих за страданиями своих соседей. Автор решает не уходить в эту степь, но намек понятен и без особых слов, если ты дружишь с головой.
Можно разбирать и дальше книгу по полочкам. Углубляясь в анализ, продолжаю находить не состыковки. Не только в мотивации героев, но и в сюжетных линиях. Уитакер призывает читателя не смотреть на сюжет, а на психологию поступков. Задумка отличная, мне понравилась некая цикличность, из которой выбрались персонажи в новую веху жизни. Но в моих глазах книга не дотянула до своего потенциала. Когда все сложилось вместе, был эффект «вау», посидев и осмыслив, сняла розовые очки, как говорится. Была проделана неплохая работа, но даже в мотивации героев не была достигнута вершина того самого Эвереста. Провести несколько вечеров с книгой было приятно, а совместные чтения добавили своей изюминки.
Комментарии
Очень подробно
люблю, когда есть о чем подумать после чтения. а сч свой антураж добавили:)
Максимально информативно разобрали. Правда, сложилось ощущение из отзыва, что ваша оценка романа больше похожа на "хорошо", чем на "удовлетворительно". Странно, что в итоге 3*
изначально хотела поставить «удовлетворительно», в кульминации думала о «хорошо», но не проработанные персонажи, слитые арки сделали свое дело, поэтому выставила такую оценку. книга позиционировалась психологическим триллером, поэтому мне максимально важно было получить от автора прописанных персонажей.