Больше рецензий

6 декабря 2021 г. 23:14

104

3.5

Чтобы до конца понять смысл этого короткого, четырёхстраничного рассказа, нужно либо хорошо знать историю Турции, либо иметь за собой огромный пласт прочитанной литературы турецких писателей ХХ века или же опыт длительного общения с самими турками, желательно с теми, кто старше пятидесяти лет. Поскольку я не могу похвастаться ничем из вышеперечисленного, пришлось обратиться к сторонним источникам, например, к видео-лекции востоковеда А.В. Образцова и предисловию Р. Геннадиева к антологии «Рассказы турецких писателей» 1954 года. Они, хоть и были полезны, но не смогли оказать мне столь значительную помощь, нежели статьи из сети Интернет на турецком языке о творчестве и биографии У.Н. Игитера, благодаря которым удалось узнать следующее.

У.Н. Игитер окончил юридический факультет Стамбульского университета, занимал должности прокурора и судьи, после чего реализовал себя в качестве внештатного юриста и нотариуса. Также в период послевоенной либерализации и ликвидации однопартийной системы он принимал активное участие в политической жизни Турции, выступая депутатом от Демократической партии, которая находилась у власти с 1950 года по 1960 год и была распущена после государственного переворота.

В своих работах он акцентировал внимание на проблемах рабочего класса, в основном жителей Центральной Анатолии и Черноморского региона. Основываясь на наблюдениях сельской жизни, автор пытался наиболее реалистично показать и объяснить читателям (представителям знати и интеллигенции) царившие в обществе отношения рабочих и крестьян с мелкими чиновниками, военными офицерами и служителями правопорядка на фоне нищеты, массовых бесчинств, слепых надежд и духовно-идеологической борьбы маленького человека с государственным произволом и несправедливостью. Как и многие писатели того времени, У.Н. Игитер прибегал к приёму иронии и даже сарказма, составляя сатирические портреты зажиточных городских хозяев, глупых и безвольных представителей закона, смирившихся со своим положением работяг.

Вот и в рассказе «Пошивочная мастерская «Честность» автор, словно играя роль невинного свидетеля, показывает нам трагическую картину слома личности. Принципиальный и верный принятым обязательствам, в том числе служению интересам страны, искренний как перед другими, так и перед самим собой мастер портняжного дела Юсуф до войны вёл простую, но счастливую жизнь с любимой женой и сыном Мустафой. Теперь же он остался ни с чем. Жена подала на развод, дома у него нет, а хозяин помещения, в котором располагается его мастерская - единственный источник дохода и последняя надежда, вселяющая уверенность в завтрашнем дне, ради лёгкой наживы выселяет его холодной зимней ночью на улицу. При этом не без помощи истукана-чиновника, без толку твердящего, что Юсуф не вправе обсуждать их действия, поскольку они - слуги закона. Ошарашенный мастер, принимая помощь сочувствующих соседей, по сути, таких же бедняков, уходит, спотыкаясь, как пьяный, а идущий за ним сторож несёт красную вывеску, на которой золотыми буквами написано название бывшей мастерской. Как мне показалось, последняя сцена является аллегорией на последствия раскола Османской империи и национально-освободительной войны турецкого народа в первой половине ХХ века.

Жаль, что, по всей видимости, это единственное произведение У.Н. Игитера, переведённое на русский язык.

Литературный турнир в клубе «Читаем классику вместе», тур 3.