Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2021 г. 19:50

620

0.5 Трактат о цензуре

После прочтения нескольких книг, чьи авторы пытались (на мой взгляд, крайне неудачно) расшифровать роман Булгакова "Мастер и Маргарита", я ждал и задавался вопросом: - Когда же в книгах, рассказывающих о творчестве Булгакова, встретится самый грозный псевдоним ХХ-го века? И вот, наконец то я "дождался". После многочисленных упоминаний тамплиеров, масонов и ведьм - большевиков в книгах Олег Шишкин - Биография Воланда Анатолий Абрашкин, Галина Макарова - Булгаков и Дьявол. Опасные тайны Мастера и Маргариты теперь речь дошла до "тирана и душителя свободы" Сталина.
Но, обо всем по порядку.
Как следует из аннотации данной книги, Мариэтта Чудакова - автор первой научной биографии Михаила Афанасьевича Булгакова. Она лично знала и общалась с вдовой классика Е. С. Булгаковой и судя по ее словам именно Чудакова, в течение двух лет кропотливой работы, восстановила разодранные тетради Булгакова, в которых содержалась первая редакция романа, "Мастер и Маргарита". И в первой редакции "романа о дьяволе" даже не было упоминаний ни о Мастере, ни о Маргарите.
Все изменилось после 1930 года, когда Булгаков написал знаменитое письмо Советскому правительству, в котором прозвучала просьба автора отпустить его за границу. 18 марта 1930 года в ходе телефонного разговора со Сталиным, по мнению Чудаковой, Булгаков смалодушничал, поддался на уговоры Сталина и отказался от переезда за рубеж.

"Отказавшись от своей просьбы (ради которой писалось все письмо), Булгаков отдал себя в руки того, кто к этому времени уже был неограниченным властелином страны и судеб всех ее жителей".

В своей книге, Чудакова будет постоянно повторять мысль о "тиране" и "бесправных подданных", населяющих СССР.

"Его отказ от собственной просьбы об отъезде все более и более получал значение сделки с тем, кто год от году все масштабнее вершил суд и расправу над своими все более бесправными подданными".

Эта фраза повторяется на страницах 31 и 34.
Или, например, страница 44.

"В 1930-е годы именно в руках Сталина сосредоточилась уже ничем не ограниченная власть над жизнями всех жителей страны".

В общем, все как всегда. Как - будто наши предки были бесправным быдлом, живущим в бесправном времени. Хотя я все время задаю один и тот же вопрос, после которого некоторые читатели злятся на меня и перестают со мной разговаривать.
Я просто спрашиваю: - Если народ был бесправным и жил в бесправном времени, то зачем нужны были допросы? Зачем следователю мучиться, пытать и бить подследственного? Ведь в бесправном времени можно просто вывезти человека из квартиры, расстрелять и написать протокол о "шпионаже", подделав подпись. Да зачем вообще протоколы, вы ведь живете в бесправном времени? Просто вывез и расстрелял без всяких дел. Солженицын вот говорил испанским репортерам о сотне миллионов сгинувших в застенках НКВД.
Ладно, вернемся к Булгакову. Та ситуация литературной травли, в которой оказался Булгаков к 1930 году вкупе с разговором со Сталиным так повлияла на писателя, что он решил изменить первоначальный замысел романа и включил туда историю Мастера, спроецированную со своих противоречивых взаимоотношений с окружающим миром и "властителем судеб" Сталиным.
Естественно, по мнению автора, Воланд - это Сталин, а Мастер - это Булгаков.
Воланд всесилен и Сталин всесилен. Мастер идет на сделку с дьяволом, а Булгаков идет на сделку со Сталиным. По мнению Чудаковой, Булгаков был уверен, что Сталин прочтет его роман и узнает в фигуре всесильного, но справедливого Воланда самого себя. Тем самым Булгаков как-бы польстил Сталину. Но ведь если признать эту версию за факт, то значит нужно признаться, что Булгаков был простым конъюнктурщиком, десять лет писавшим роман "Мастер и Маргарита" на потребу Сталину.
Лично для меня это звучит несколько бредово. Ведь Булгаков постоянно высмеивал этих персонажей:

"Иван Николаевич покосился недоверчиво, но все же пробурчал:
— Слава те господи! Нашелся наконец хоть один нормальный среди идиотов, из которых первый — балбес и бездарность Сашка!
— Кто этот Сашка-бездарность? — осведомился врач.
— А вот он, Рюхин! — ответил Иван и ткнул грязным пальцем в направлении Рюхина.
Тот вспыхнул от негодования.
"Это он мне вместо спасибо! — горько подумал он, — за то, что я принял в нем участие! Вот уж, действительно, дрянь!"
— Типичный кулачок по своей психологии, — заговорил Иван Николаевич, которому, очевидно, приспичило обличать Рюхина, — и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе... "Взвейтесь!" да "развейтесь!"... А вы загляните к нему внутрь — что он там думает... вы ахнете! — и Иван Николаевич зловеще рассмеялся".

Разве этот текст не о них?
Вы оглянитесь вокруг, почти все авторы, писавшие еще в 80-е о непременной победе коммунизма и социализме с человеческим лицом, через десять лет уже вовсю строчили тексты о рыночной экономике - как самом лучшем двигателе торговли. И сколько таких Рюхиных в современной России?
Ну и наконец, вершина книги - это "доказательства" связи Сталина с дьяволом, с опорой на книгу Пирожковой В. "Потерянное поколение". Кстати, Пирожкова в годы Великой Отечественной войны сотрудничала с оккупантами и работала в немецкой газете "За родину". Естественно при отступлении нацистов она последовала за своими хозяевами. Тот еще источник, не правда ли? Но об этом Чудакова умолчала.
Итак послушаем сотрудника немецкой газеты, ибо Пирожкову цитирует автор книги:

"... за Сталиным кто-то очень явно стоит, но это не какой-то другой человек или другие люди. За ним стоит дьявол".

Вот так вот. Нацисты, "милые ребята" и с ними можно сотрудничать, а за спиной Сталина "стоит дьявол". А вам не кажется, что все ровно наоборот?
Ну и конечно, раз Мариэтта Чудакова завела на страницах своего опуса речь о том, как тяжело, минуя Советскую цензуру, издавался впервые в СССР роман "Мастер и Маргарита", нельзя и нам не упоминуть об этой пресловутой цензуре.
Давайте вместе зададим себе несколько вопросов?
- А разве цензура была только в СССР?
- Разве цензуры не было в Российской империи?
- Разве цензуры нет в современной России?
- И разве в других государствах нет цезуры?
Любое государство во все времена и при любой общественно-экономической формации защищает себя и народ от разрушения и цензура один из инструментов этой защиты. Вы просто найдите "Федеральный список экстремистских материалов", в нем фигурирует уже более 5 тысяч наименований. Этот запрет распространяется, в том числе и на книги, которые по решению суда разжигают межнациональную рознь в стране. В стране, которую населяют жители разных народностей. Нам говорят, что в СССР можно было получить срок за чтение "самиздта", перепечатанного на машинке, но умалчивают о сроке, за чтение известной книги под названием "Моя борьба", запрещенной на территории Российской федерации.
А закон о "чувствах верующих"?
Какую рецензию писать на атеистическую литературу, дабы не оскорбить чьих-то чувств?
Так ведь и СССР защищался от западной пошлости, культа наживы и торгашества, порнографии и других капиталистических "ценностей", которыми ныне заполнены прилавки российских магазинов. Но давайте задумаемся о детях, которые ныне выходят из школы и на каждом углу видит голое тело на обложках журналов.
Вот Чудакова говорит:

"Тонких "глянцевых" (гламурных) журналов тогда не издавали".

Какая жалость. В СССР не издавали гламурных журналов, рассказывающих об очередном скандале в семействе певицы N. Проклятый "совок" не издавал журнал "Плейбой". Вот ведь уроды какие.
Другое дело, что в каждом обществе есть определенный процент дураков - бюрократов, действующих по принципу "как бы чего не вышло" и запрещающих все и вся.
А кино? Почти все режиссеры, снявшие свои шедевры в Советском Союзе, где им, по их же словам, проклятая тоталитарная власть не давала творчески развиваться, до сих пор не могут снять ничего стоящего в рамках свободы без цензуры.
Кто-нибудь может мне назвать хоть пяток российских киношедевров?
Наверное "Брата" назовете, где главный герой убийца, убивающий других убийц под музыку одного из рок - борцов за свободу Бутусова. Ну, ну...
Я мог бы часами разговаривать о цензуре, которую вы просто не замечаете. Но ведь она есть.
Исторические книги издают тиражом в 500-700 экз. на 140 миллионов населения России. И как человеку, который живет в глубинке читать хорошие книги? Любая библиотеке, да даже магазины "Fix Price" буквально завалены "отлепиными", "гузелями" и "морелазкиными", а качественной исторической литературы как нет, так и не было.
И разве это не цензура?
Я записан в несколько десятков библиотек города, захожу и почти в каждой вижу полку с книгами предателя Резуна, в каждой библиотеке книги нескольких изданий воспоминаний Николая Никулина, который, по словам нынешних светочей либеральной мысли, чуть ли не единственный, кто написал всю правду о войне.
Несколько изданий, я не вру и целые шкафы антисоветских книг изданных фондом Сороса. Но вот какая проблема, уже давно существует проект "Я помню", издаются книги серии Драбкина:
картинка BakowskiBabbitts
в которых приведены сотни интервью и воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, и их то, как раз, из-за маленького тиража практически нет на полках библиотек. А почему? Не потому ли, что почти каждый из ветеранов хорошо отзывается о Сталине и Советском Союзе?
И разве это не цензура?
Ты вроде свободен, можешь выбирать, но только выбирать тебе все равно придется из антисоветских книг.
Да, я уже знаю, что кто-то из вас скажет про всесильный интернет, где можно прочитать и заказать любые книги, не запрещенные законом. Но как быть с экономической цензурой? Как быть 20 миллионам жителей России, которые живут за чертой бедности? Или тем, кто экономит на еде, одежде и не имеет доступ к интернету? А как быть людям, которые работают по 12-14 часов в сутки и еще 2-3 часа тратят на дорогу? Как быть людям, которые по 16 часов стоят на кассе в продовольственном магазине? И разве это не цензура, когда человек может читать книгу только тогда, когда у него есть достаток, состоятельный муж или хорошо оплачиваемая, бесполезная и необременительная работа?
К чести Мариэтты Чудаковой, рассказывая о цензурных препонах при издании второй части романа, она передает слова Е.С. Булгаковой, которые проливают свет на Советскую цензуру. Оказывается, если верить словам вдовы писателя, в редакции журнала "Москва" были товарищи сродни литераторам из "дома Грибоедова", которые зарубили часть текста Булгакова, только лишь для того, чтобы пропихнуть в журнал свою повесть.
Я, конечно, понимаю, что моя рецензия в очередной раз превратилась в "книгу", но процитирую еще одно очень любопытное воспоминание о "тиране" Сталине и невинных жертвах:

""После собрания в гарнизонном клубе я случайно оказался на праздничном застолье, которое проводил по случаю праздника со своими офицерами и отдельными вольнонаемными командир АТБ майор Казанцев. АТБ — это аэродромно-технический батальон, обеспечивавший 300-й истребительный авиаполк. Стол был сервирован по тем временам вполне прилично: на белой скатерти стояли тарелки, лежали дюралевые вилки, скромно поблескивали граненые стаканы, в которые заранее было налито грамм по 100 разбавленного спирта-ректификата, который светился голубым цветом. Голубоватый спирт-денатурат называли тогда «синий платочек», так как одноименная песня была тогда у всех на слуху. В двух или трех алюминиевых мисках находился нарезанный кусочками серый хлеб. Винегрет из овощей заранее был разложен по тарелкам, а рядом с винегретом находился кусочек американской консервированной колбасы, называвшейся «второй фронт». За столом сидели офицеры батальона. Нашлось место и для меня с товарищем. Во главе стола сидел командир АТБ с женой, заместитель по политчасти, начальник штаба. За спиной комбата стоял старшина Бубукин — шустрый и расторопный парень, он же адъютант, он же порученец, он же ординарец, словом, близкий помощник майора.
Когда все уселись за стол, майор Казанцев поднялся и произнес речь, которая выглядела примерно так:
— Дорогие товарищи! Идет большая война — Война Отечественная. Красная Армия под руководством великого Сталина окружила и уничтожила многотысячную группировку немецких войск под Сталинградом… Бубукин, долей в мой стакан… И продолжает громить фашистов, продвигаясь на запад. 300-й авиаполк и наш батальон, находясь на Дальнем Востоке, выполняет боевую задачу, обеспечивая тыл нашего государства и успех боевых действий Красной Армии в борьбе с фашистскими захватчиками. …Бубукин, поставь графин около меня… Дорогие товарищи! Я поздравляю вас с этим замечательным праздником! …Бубукин, я не вижу баяниста!.. Желаю всем вам больших успехов в решении стоящих перед нами задач. Поднимаю бокал за победу Красной Армии над фашизмом. Да здравствует Красная Армия! Да здравствует Коммунистическая партия! Да здравствует наш вождь, любимый товарищ Сталин!
Все поднимаются, Казанцев чокается стаканом со своей женой, с окружающими и негромко добавляет:
— И за здоровье моей жены.
Все собравшиеся дружно выпили и закусили. Старшина Бубукин обошел стол с графином, налив желающим еще по полстакана. Опять был тост, и опять выпили. На сей раз за успехи в боевой и политической подготовке.
После застолья и танцев разошлись, и вроде все прошло нормально. Вскоре я уехал из полка, получив назначение на должность инспектора-летчика соединения. Через некоторое время я узнал, что майора Казанцева осудили и дали несколько лет заключения. Так как это происходило на Дальнем Востоке, то ехать Казанцеву далеко не пришлось, места заключения на востоке были рядом.
После войны, в Хабаровске, я случайно встретил начпрода (начальника продовольственной службы) того же АТБ. Он мне рассказал, что сидел одно время с Казанцевым, которого осудили и разжаловали якобы не за преступления и не за промахи в работе, а за то, что на одном из застолий он дискредитировал товарища Сталина, произнеся тост за здоровье Сталина и своей жены одновременно, поставив вождя на одну ступень со своей женой.
Вот такая жуткая история случилась с майором Казанцевым на аэродроме Желтый Яр в начале 1943 года. Эта версия казалась вполне правдивой и подходит особенно ко временам перестройки, когда все хорошее, что было во время Советской власти, стали мазать грязью и черной краской.
На самом деле, как я позднее узнал, майора Казанцева осудили не по политическим причинам, а за воровство. Вместе с ним осудили и отправили в лагеря начальника продовольственной службы батальона и начальника ГСМ батальона — этого за воровство и разгильдяйство: пропало более 30 тонн бензина".

цитата из книги Пепеляев Е.Г. - Лучший ас Корейской войны. МиГи против Сейбров
Вот так всегда, "тиран", "всесильный властитель", "палач", "тоталитарная цензура", а как начнешь копать, так сразу выясняется, что "Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится".
И боже вас сохрани, никогда не читайте незнакомых антисоветских писателей.
Хоть до обеда, хоть после него.

Комментарии


Это ж Чудакова, что еще она может написать. ))


Судя по восторженным рецензиям на ее книгу это мало кто понимает на данном ресурсе. И это плохо.


Как-раз сегодня объявили о её смерти.


встречный вопрос, а зачем проводить выборы, если тому, кто выиграет известно, что он выиграет?