Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

16 ноября 2021 г. 11:08

767

5 Спойлер Марионетка срезает нити

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре. Спойлеры.

— Ты прежде всего жена и мать.
— Я в это больше не верю. Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты,
или, по крайней мере, должна постараться стать человеком.

Плюсы: сюжетно-смысловая составляющая, техника, лаконичность.

Мысли: не так уж часто мне везёт на хорошие небольшие книжечки, выбранные по принципу объёма. Однако, на сей раз мне в лапки угодил маленький кусочек настоящего литературного золота. Сразу отмечу, что некоторой части потенциальной аудитории совершенно не понравится смысловой посыл пьесы.

Техника. Всё стандартно для такого рода произведений — описания декораций практически отсутствуют, в наличии краткие указания на действия героев с основным упором внимания на реплики героев. Речевая стилистика хороша и не вызывает сомнений, читать пьесу попросту приятно. У данного произведения существует дословная аудио-версия [т.е. не радио-постановка] в исполнении Юлии Тарховой.

Содержание.

Содержание. Сюжет пьесы довольно простой — накануне Рождества мы знакомимся с семьёй Хельмер и наблюдаем за разворачивающимися в доме событиями. Вместе с Фру Линне, подругой Норы, оказавшейся в городе в это время, мы узнаём о том, что совершила Нора ради своего мужа Торвальда в тайне от последнего. Автор достаточно быстро даёт нам понять, что Нора совсем не легкомысленная идиотка, которой её считают окружающие и, в частности, Торвальд.

Помимо истории долгом, нам фоном даётся трагическая история Кристины [Фру Линне] и доктора Ранка, друга семьи Хельмер. У одной помер муж, дети выросли и женщина пытается найти новый смысл для своего существования. У второго тяжёлое заболевание, предполагающее летальный исход, что и происходит к концу пьесы. Пожалуй, мне показалось, что эти две побочные истории были с одной стороны не очень уместными — они толком не влияют на основное действие. С другой стороны... они придают ситуации ощущение жизненности — не происходит чёткой изоляции главного конфликта от жизни в обществе.

ХЕЛЬМЕР. <...> Я не был бы мужчиной, если бы именно эта женская беспомощность не делала тебя вдвое милее в моих глазах. Ты не думай больше о тех резких словах, которые вырвались у меня в минуту первого испуга, когда мне показалось, что все вокруг меня рушится. Я простил тебя, Нора. Клянусь тебе, я простил тебя.
НОРА. Благодарю тебя за твое прощение.
[Нора удивительно деликатна по отношению к эго этого труса]

Думаю, очевидно, что меня всю дорогу раздражал Торвальд. Изначально своими отвратительными установками и поведением в духе «сюси-пуси». Одно дело, когда подобная игра по душе обеим сторонам — случается, кто ж спорит. Но здесь всё это «сюси-пуси» представляет собой исключительно подавление и унижение Норы. Учитывая годы написания произведения, мне невольно интересно, как у автора хватило смелости сказать, что «Дамы и господа, представляете, а женщина, вообще-то, человек!». Кхм. В общем, чем меня особенно раздражал Торвальд — его трусостью, непомерным эго и реальным лицемерием. Если Нора лгала с целью сохранения психики этого убожества, так этот стал смешивать жену с грязью от одной только мысли о том, что его задница загорится. Тот факт, что её лжи он обязан жизнью как-то мгновенно упускается из виду. Особенно веселит то, что как только опасность минует, так он сразу же «переобувается» обратно и, бесстыдная рожа, ещё и «прощает» Нору.

Мне пришлось по душе, что Нора совершенно спокойно высказала мужу претензии и чётко придерживалась выбранного решения. Особенно смешной была претензия на счёт социально-гендерной роли Норы, которую муж назвал «обязательством». Ах, бросила детей и мужа? А разве это не честнее с её стороны, чем оставаться с теми, кто ей ненавистен, тем более, что она знает, что о детях позаботится Анна-Мария, воспитавшая саму Нору? На мой взгляд она поступила совершенно правильно, рискнув расставить всё по полочкам и, наконец, освободиться от этого человека без мозгов. Простите, конечно, но, по-моему, иначе его назвать нельзя — так лицемерно орать и возмущаться, что твою шкуру спасли.

Знаете, законы морали частенько идут на перекор судебным законам, так что Нора была права с моральной точки зрения. Тем более я вообще не понимаю, в чём проблема, если она исправно выплачивала деньги, экономя на себе и подрабатывая, чтобы Торвальд ничего не заметил. Если бы тот же Торвальд не уволил Крогстада, то ничего бы и не было. Впрочем, пусть Крогстад и повёл себя как настоящая свинья, можно сказать ему спасибо за то, что Нора до конца осознала, кем был её муж и решилась разорвать отношения.

свернуть

Итог: на мой взгляд пьеса шикарная и достойная внимания.

Книга прочитана в рамках игры
«Собери их всех!» [H8. Квест №008].