Больше рецензий

15 ноября 2021 г. 17:10

105

3 «В Арктике верь звездам и солнцу — астронавигация здесь выручит!»

«Допускаю разумный риск, готов взять грех подломанного самолета на себя, только докажи тамошним старожилам, что им без малой авиации не жить!»

o-r.jpg

Константин Фомич Михаленко, полярный летчик, который налетал более двадцати тысяч часов над всеми уголками Арктики и в Антарктиде. Принимал участие и в войне, летал на самолетах У-2. Его мемуары выходят в издательстве «детская литература», купированные и разбавленные романтическими картинками, они нивелируют даже взрослого читателя до уровня несмышлёного ребенка, увлекая его в красивые описания, героику спасения людей и, самое главное, отвлекая от главного вопроса: в чем измеряется так называемое покорение Арктики и в чем был смысл постоянного хождения такого количества людей по краю гибели...

И у издателей все получилось. Как -то не хочется возмущаться тому, что во время войны, простые и надежные самолеты У-2, которые успешно наносили авиаудары по немцам, поспешно стремились списать и никак не хотели признавать целесообразность применения этих самолетов устаревших конструкций, возможности и задачи их применения...

А в Арктике вся роль летчиков сводилась к тому, чтобы помогать абсолютно не приспособленным для «покорения» ледовых просторов кораблям. И вот уже самолеты «висят» над кораблями и кабельтов за кабельтовым, миля за милей ведут караван по намеченному пути вдоль всей трассы Северного морского пути. И ученые на этих кораблях раскрашивают карты в разные цвета, обозначающие характер льдов. И постоянное взятие «на слабо». Дают старый самолет По-2 и прямым текстом говорят летчику дословно следящее: «Приборов мало, летчик один, без радиосвязи... На нем летать сложно, очень сложно! Надо доказать, что малая авиация может сделать многое в условиях Севера. Пока у нас нет другого самолета, придется летать на По-2.» Чтобы старость самолета По-2 не бросалась в глаза, его просто переименовывают в С-2 - типа «модификация самолета По-2 в грузо-пассажирском варианте, с закрытой задней кабиной, рассчитанной на двух пассажиров.»

Авантюра эта заканчивается известно, чем - катастрофой. Но и тут из летчика делают крайнего: «ради мнимых доказательств он готов объяснить неудачу своим мнимым неумением, а не низким качеством старого самолета. И действительно, ведь нужно убедить чукчей самим становиться пилотами. Многое в этих воспоминаниях перекликается с книгой Каминского «В небе Чукотки». И такие же проблемы с обеспечением необходимыми инструментами, и то же самое наплевательское отношение к качеству поставляемых продуктов... «Благо есть еще десяток банок мясных консервов да столько же плиток шоколада. Вскрываю одну банку консервов - серо-зеленое испорченное мясо. Вскрываю вторую, третью - то же. НЗ с самолета Толя ничем не отличается от нашего.» И понимаешь, что это не исключения из правил, а сама система в действии. И имя этой системе «показуха». Выживут летчики и полярники - хорошо, подвиг и победа большевистского строя. Не выживут - тоже не плохо: заграница будет помогать в поисках и жалеть на страницах газет. А это снова бесплатная реклама страны Советов. И вот уже автор книги делает зарубки на шесте у самодельной палатки, питается мучной болтушкой, заваренной на кипятке в консервной банке и ждет безрезультатно помощи. Винт самолета поломался о камни во время посадки на неподготовленную площадку. А других там и нет. И ожидание это безрезультатно потому, что другой летчик «оказался обыкновенным трусом и не решился один лететь в горы.» Вот такая вот полярная романтика.

o-r.jpg

Кстати говоря, покорение Арктики сводится, как правило, к следующему действу:

«Пешком пошли к горе Александра, сложили там небольшой гурий из камней, водрузили на нем красный флаг, а под камнями оставили записку в банке из-под кофе на двух языках - английском и русском: «2 февраля 1958 г. на самолете Ан-2 «Н-619» здесь были советские исследователи антарктической экспедиции Академии наук СССР: Закопайло, Калинин, Коржев, Фролов и экипаж самолета - Глыбин, Иванов, Михаленко, Чагин. Координаты места: 69°03′ южной широты. Место названо: мыс Анюты, горы: северная - Валентина, южная - Александра».

Впрочем, эти названия будут отвергнуты ученым советом по причине их несерьезности. И вот уже Константину Фомичу приходится писать, что ежели кто-то найдет его записку, то «прошу считать ее недействительной» ...

Зато все очень романтично. Легко и практично. Якобы. Как на детской картинке. Аминь!

o-r.jpg