Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 ноября 2021 г. 00:49

1K

2

После знакомства с теорией Джонсона о мужской психологии логично было взяться за женскую. Логично и весьма любопытно: я не могу оценить, насколько автор прав в отношении мужчин, но уж себя-то любимую хоть немного, но знаю. Ну что же, моё видение женщин радикально отличается от авторского. Хотя двойку я влепила не только за это.

Прежде всего, «Она» - это сжатое и лаконичное эссе на вечер, часть которого занимает пересказ мифа. Даже как-то обидно. Неужели же о женщинах не нашлось что сказать?.. На самом деле, нет, потому что все «глубинные аспекты женской психологии» сводятся к любви и отношениям, точнее даже к замужеству. Аллё, автор! Мы живём в XXI веке! Книга написана во второй половине ХХ-го. Можно, конечно, рассуждать о неизменных архетипах из античной мифологии, но если для мужчины мир особо и не изменился - раньше отправлялись на Троянскую войну, теперь - на корпоративные сражения, то для женщины поменялось вообще всё. По крайней мере, в западном обществе, в котором - слава всем богам! - мы живём. Я склонна согласиться с тем, что отношения в жизни женщины играют гораздо большую роль, чем в жизни мужчины, что свадьба - это не только начало, но и в каком-то смысле смерть (смена фамилии, новый дом, образ жизни). Но сводить всё лишь к отношениям означает обеднять нашу природу, и с этим я категорически не согласна. Опять же, в отличие от шикарного «мужского» мифа про поиски Грааля, для женщины Джонсон предлагает затасканную историю Психеи и Эроса (которую, кстати, куда как круче изложил Клайв Льюис в романе «Пока мы лиц не обрели», хотя там совсем о другом). Женская психология, по Джонсону, сводится к преодолению бессознательного через конфликты (задания Афродиты) и поиску своей божественной природы, которая оказывается связана с Эросом, то есть внутренней маскулинностью. Сама же Психея ассоциируется с внутренним одиночеством. Серьёзно?.. Преодолей себя, разбуди своего внутреннего мужика и обретёшь бессмертие? Да, я сейчас иронизирую, но Джонсон рассуждает об этом на полном серьёзе. При этом у него ещё и женщина во всём виновата. Вот дивный образчик: «Я помню карикатуру Джеймса Турбера, на которой изображена ссорящаяся супружеская пара средних лет. Муж спрашивает жену, глядя на нее в упор: "Так ответь мне прямо, кто же из нас погубил все волшебство, которое когда-то было в нашем браке?"». Ну да, конечно, женщина. Это же она отказалась жить с невидимым мужиком, не задавая вопросов. И вот что смешно - в этой части мифа действительно есть что-то очень характерное, что-то очень женское, мне лень сейчас формулировать, чай не эссе пишу, но это явно не то, о чём пишет Джонсон.

Наконец, в изложении мифа автор допускает такие неточности понимания и такое незнание, что я диву даюсь, как можно браться толковать античные мифы, не владея элементарным инструментарием. Персефона отчего-то несколько раз называется «вечной девственницей». Это богиня-то плодородия! А Психея берёт с собой в царство Аида монеты «достоинством в полпенни». Рукалицо.

Посматривала ещё на исследование Джонсоном романтической любви на примере мифа про Тристана и Изольду, но после нынешнего неудачного опыта, пожалуй, отложу, а лучше и вовсе проявлю переменчивую женскую природу и вычеркну из списков.

Комментарии


Прикольно. Теперь вы всё знаете и о мужчинах, и о женщинах. Не хуже старца Тиресия. И вам теперь известна величайшая тайна Персефоны :)))

Классные вы две книги прочитали. Считайте, повезло.
Завидую :)))


:))
Завидовать на самом деле нечему, в отношении второй книги так точно. :)


Персефона отчего-то несколько раз называется «вечной девственницей». Это богиня-то плодородия!

Ты не понимаешь! "Ана нитакая!" - и сразу вымысел автора обретает плоть! :)

Психея берёт с собой в царство Аида монеты «достоинством в полпенни»

Ты ещё скажи, что есть цивилизация за пределами Альбиона :)
Надо будет почитать. И про мужиков тоже, а то живу и не знаю, кто я и зачем


:))
Персефона вообще проходной персонаж в книге (как и в мифе в принципе), автор скорее разбирает проблемы отношений Психеи и Афродиты. Ну и потом, скажи мне, как богиня плодородия может быть девственницей? :) Да древние греки ещё в гомеровскую эпоху загнулись бы от неурожаев.
Мужская версия мне больше понравилась. Возможно, потому что я не мужчина. :)


А для меня таки любовь является определяющей. При чём во всех сферах. Не могу оценивать, скажем, работу с позиций перспективно/не перспективно, только люблю/не люблю, интересно/не интересно.
Но по поводу того, что женское бытие сводить только к замужеству в двадцать первом веке просто смешно на сто процентов согласна. Знаю достаточно женщин, которые не замужем и не стремятся, и довольны жизнью. И несколько чайльдфри очень даже счастливых и совсем не страдающих от нереализованности материнского инстинкта.


Так если бы книга была про любовь... :) Здесь именно, что отношения мужчины и женщины в формате брака, другие аспекты автор вообще не затрагивает - ни материнский инстинкт, ни, упаси бог, работу или личные увлечения.


Видно автор писал о женщине своей мечты)))
Классно получается: живут люди в браке, но только для женщины на первом месте этот самый брак, а у мужчины - драконы и грааль. Я не хотела бы в таком неравном супружестве пребывать.


Если серьёзно, то автор не так и далёк от истины. Но когда перекос слишком сильный (один (одна) пашет на дом и отношения, а второй всё время сражается с драконами и заходит домой покушать и удовлетворить прочие потребности), то это действительно выглядит печально.


Тут, наверное, и от отношения пары к происходящему зависит. Если они так распределили обязанности, что мужчина работает и зарабатывает, а женщина занимается домом, если они друг друга уважают, то и воспринимать будут всё иначе. Не просто пришёл домой пожрать, а вернулся в свою тихую гавань к любимой жене, и с благодарностью поел, а она, соответственно, радостно встретила и заботливо накормила.

Но получается, опять же, что в таком случае для мужчины отношения тоже не на последнем месте. Потому что он этих драконов будет ловить, не только для себя, но и чтобы женщину порадовать.


Да, конечно, каждый случай уникален, в каждой паре свои правила и особенности. При этом я имела ввиду даже не обязательно жену-домохозяйку, а в принципе женщину, для которой дом и отношения стоят на первом месте и она их всё время пытается "вытянуть", а в одиночку, как показывает жизнь, это вообще не возможно. Поэтому мне и кажется странным посыл автора, что в неудачном супружестве виновата, прежде всего, женщина, которая что-то там в себе не преодолела.


Этот авторский подход, я бы сказала, очень вредный. Начитаются такого женщины, а потом терпят от мужчин всякое. Типа если он косячит, значит я сама и виновата. И вместо того, чтобы решать проблему вдвоём начинают усиленно женственность свою прорабатывать.


Да, согласна. Этот современный тренд с "развитием женственности" вообще немного угнетает.