2 ноября 2021 г. 00:56

1K

3.5

Не могу назвать Милана Кундеру любимым писателем, но что-то в его книгах есть. Сложно сформулировать. Он будто бесстыдно обнажает своих героев, и они становится максимально уязвимыми и жалкими, и наблюдает за этим со стороны. 
Отмечу, что если мужчины в произведениях Кундеры еще сохраняют какое-то человеческое достоинство и способны вызвать симпатию читателя, то женщины выписаны без снисхождения, натуралистично, с брезгливостью. Что в "Шутке", что в "Вальсе на прощании".  Невыносимую легкость давно читала, но помню, что и там главная героиня была очень душная. Я даже загуглила биографию автора, не было ли в таком отношении к женщинам чего личного.

Главный герой, Людвиг Ян, пламенный молодой коммунист, из-за нескольких в шутку написанных на открытке слов попадает под каток репрессивной машины, и жизнь его летит под откос.
Самая сильная часть романа - про житье главного героя в казармах, на рудниках. Люди, приспособившиеся к жестокости, тяжелым условиям, вынуждены обстоятельствами проявлять силу духа. Но когда Кундера описывает людей в обычной жизни, они тут же становятся нелепыми и жалкими.
Так, Людвиг задумывает отомстить человеку, клеймившему его много лет назад на партсобрании, путем соблазнения его жены Гелены. Месть оборачивается еще большим унижением для Людвига. А для Гелены этот эпизод оборачивается не просто унижением, а позором, самым что ни на есть грубым, она полностью морально растоптана. Кундера не сочувствует ей. Она стареющая, рыхлая, неумная, нелепая. Мы оставляем ее в слезах и дерьме, и возвращаемся к музыке и мужчинам.

Параллельно раскрываются еще два персонажа - друзья детства главного героя. Костка и Ярослав. Костку от отчаяния спасает вера в Бога. Бог незыблем, и Костка держится довольно устойчиво.
А вот Ярослав живет большей частью в фантазиях, мороке, в котором он - былинный рыцарь, молодой король из народных преданий. Он музыкант, народные напевы полностью увлекают его и уносят от реальности.
В конце Людвиг и Ярослав играют вместе, но для Ярослава это лебединая песня. Приходит осознание, что сын и жена не часть придуманного им величавого мира: сын не новый молодой король, а жена не бедная девчоночка из народных песен. У Ярослава не выдерживает сердце.
Для Людвига же напротив, возвращение к истокам сыграло благодатную роль, позволив в некоторой степени отпустить прошлое.

Впечатление от книги двоякое, но все же скорее понравилась.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!