Больше рецензий

Melbourness

Эксперт

, попутанный бесом графомании.

29 октября 2021 г. 10:41

288

5 Английский аристократ желает жениться на актрисе. И нет, их зовут не Гарри и Меган.

Интересно, какую пьесу мог написать Ноэл Кауард, если бы услышал про помолвку принца Гарри, шестого человека в очереди на английский престол, с американской актрисой Меган Маркел? Наверное, это было бы что-то столь же злое и остроумное, как и "Относительные ценности". Скажу сразу, у меня к переводу названия есть претензия, в оригинале это "Relative values", что можно перевести как "Родственные (семейные) ценности". Это лучше отражает содержание пьесы.

Дело происходит в поместьи графов Маршвуд. Молодой граф Найджел Маршвуд должен вскорости вернуться из поездки в США, где он встретил женщину своей мечты - известную актрису Миранду Фрейл, и вознамерился на ней жениться. Все бы ничего, но личная служанка его матери - графини Фелисити Маршвуд - оказывается родной сестрой Миранды, которая вовсе не Миранда. Миссис Мокстон, в обиходе Мокси, много лет предана своей хозяйке и не мыслит жизни без нее. Однако, приезд блудной сестрицы ставит все вверх тормашками. Не может же близкая родственница новоявленной графини Маршвуд быть служанкой его матери. Фелисити решительно не желает расставаться с Мокси, они ищут выход при помощи находчивого дворецкого Крестуэлла. В книге Крестуэлл олицетворяет голос разума и народной мудрости. По приезду домой Найджел и Миранда получают вполне радушный прием. Однако сразу становится ясно, что Фелисити не одобряет выбор сына, и использует все пути переубедить сына, не опускаясь до откровенной грубости. Найджел мечется между невестой и матушкой, Мокси разрывается между желанием высказать все долго отсутствовавшей сестрице и верностью своей госпоже, Крестуэлл откровенно развлекается, глядя на спектакль жизни со стороны.

В "Относительных ценностях" автор раздал всем сестрам по серьгам. Аристократии досталось за снобизм и вырождение нравов, слугам - за слепое повиновение и инертность, актерам - за извечное лицедейство в обычной жизни и легкомысленность. Пьеса небольшая, особой глубины в ней нет, это скорее вещь развлекательная, в которой Ноэл Кауард высказался на интересующие его темы. В других его произведениях так называемому высшему обществу достается ничуть не меньше за глупость, мелочность и узколобость. Хотел человек написать сатиру на английскую знать - и написал.