Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

27 октября 2021 г. 16:11

2K

4.5 Румынское общество без критики и морализирования.

Классика есть классика. Она настолько неспешная, что невольно сопоставляешь с жизнью, представляя, что и жили в конце 19 века не торопясь - устраивая обеды, ведя бесконечные беседы, разъезжая по гостям. Изучать быт, привычки, характеры прошлого удобно именно по таким романам. Очень точную оценку этому произведению дал главный редактор журнала «Лучафэрул», писатель и известный врач того времени, Виктор Папилиан, написав такие строки: «Господин Ион Марин Садовяну показывает нам с различных сторон жизнь румынского общества минувшего века. Автор не занят отвлеченными рассуждениями и не берется решать разнообразные проблемы, неизменно возникающие в переломные моменты развития общества. Автор не критикует и не морализирует, предоставив объяснения и выводы историкам, социологам и экономистам, ему довольно и того, что он живо и впечатляюще воссоздает жизнь того времени». Единственное дополнение: для нас это уже век не прошлый, а позапрошлый.

Главный герой Янку Урматеку выделяется на фоне остальных своей кипучей энергией, он хочет получить от жизни всё в полном объёме. У него нет земель, титулов, но есть живой ум, трудолюбие, целеустремлённость, дальновидность. Янку из тех, кто схватывает суть вещей с полуслова.

Он чувствовал: вся жизнь его — непрерывный подъем, дерзкие вторжения в новые, поначалу неведомые области, в которых он постепенно осматривается и укрепляется...

Большинство поступков, действий Урматеку вызывают неприятие, он бывает груб, мстителен, он хитрит и изворачивается, но иногда заставляет уважать себя. Вино и женщины - две страсти этого героя, однако он знает своё дело, а настоящей поддержкой и опорой всегда остаётся жена.
Кукоана Мица предстаёт перед читателем в постоянных заботах, напоминая «пчелу-работницу, которой одни и те же повседневные хлопоты не доставляют ни радости, ни утомления, поскольку в следующий трудовой день она не заглядывает». Всю себя она посвятила мужу, дочери и домашнему хозяйству, по мере сил помогая многочисленным бедным родственникам. Время, потраченное на стирки, глаженья, готовки, уборки не давало ей скучать, а на развлечения его не оставалось.
Барон Барбу и его сын являются представителями той аристократии, которая не может быть хозяином собственных земель. Обладая непомерными богатствами, они имеют «души мелких хозяйчиков», которые переживают за всякую мелочь, но не в состоянии обозреть все владения целиком. Если старый барон смело вверил дела Янку Урматеку, ограничив себя обществом собачки и домницы Наталии, то молодой барон, приехав из Европы, попытался справиться самостоятельно. Только пыла хватило ненадолго, переустройство всего хозяйства на новый лад ограничилось возведением фундамента никому не нужной фабрики зеркал... Помаявшись делами сердечными, доверившись друзьям и случайным людям, он развалил хозяйство окончательно и вынужден был обратиться за помощью всё к тому же Урматеку.

От всего этого тянет тлением, распадом, недоброкачественностью.

Интересна история создания романа. Ион Марин Садовяну, поднимая тему становления буржуазии, идущей на смену бездеятельной аристократии, выводит в герои не случайных лиц. За образами Янку Урматеку и кукоаны Мици стоят дед Янку Петреску и бабушка писателя. Мать выведена под именем Амелики, отец - Матея Сынту, барон Барбу Б. Барбу - это существовавший в реальности барон Барбу Белу. Возможно, по этой причине роман получился настолько подробным и наполненным мелочами, безделушками, а герои живыми и узнаваемыми.

Книга прочитана в группе КЛРС.

Комментарии


Спасибо, что открыли для меня нового писателя!


Спасибо, что читаете мои рецензии)


Спасибо за рецензию, присоединяюсь к фрау Ирине. Как же здесь не хватает смайликов из Вотсаппа!