Больше рецензий

perchonok

Эксперт

Легкий книжный бред

23 октября 2021 г. 23:21

884

4 А по утру они проснулись...

Когда берешь в руки современную книгу про Советский Союз, то главное, чего мне не хватает - это языка. Говорят и думают в этих книгах не теми словами, не теми выражениями. И все разительно меняется, стоит взять книгу, написанную в том времени. Как будто резко перемещаешься в любые годы советской эпохи.
Так вот Слепухин с первых предложений погружает в неподдельный Союз, и ты веришь каждому слову, даже несмотря на то, что книга художественная.
Простая история многих людей, оказавшихся в самом расцвете юности в страшнейшее время. Великая Отечественная Война не только разрушила мечты и планы на лето/жизнь/профессию, но и разлучила миллионы людей, а некоторых так и не вернула домой. И вот только "оперившиеся" выпускники, отпраздновавшие окончание школы, наутро проснулись в стране, где началась война. Еще страшнее думать об этом, потому что с высоты своего времени, мы знаем как долго это продлится, и что за собой несет это разрушительное время. Но они живут там! Идут на курсы медсестер, записываются добровольцами на фронт, зачисляются в дружины, стараются помочь в тылу и даже рисуют силуэты немецких самолетов, чтобы их можно было узнавать.
Как развернется судьба героев нам неизвестно, потому что в этой книге только случается основная завязка, а вот продолжение ждет в трех последующих книгах. Наверняка автор приготовил для них новые испытания и обнадеживающий конец.

Книга прочитана в рамках игр "Новогодний флэшмоб" ( за совет спасибо Svetlana___ ) и "Игра в классики".

Комментарии


Прочла эту книгу, потому что времена нынче такие. Я всегда думала, как же так, неужели они не чувствовали, неужели не могли предвидеть. Купила сразу несколько книг прочитав "Письмо матери" адресованное Василию Гроссману, а затем прочитав рецензию на его книги. Там же упоминался и Слепухин с его тетралогией, как прекрасный автор. Хорошо, что купила всего одну книгу. На мой взгляд книга откровенно слабая. Характеры героев прописаны очень странно. Вы и вправду верите, что может быть такая девочка, как Люся Земцева? Эдакая маленькая старуха. Утонувшая в правильности и погрязшая в вечном поучательстве? Как живется такой девочке? Ее и вправду будут уважать одноклассники? Я вообще-то в школе училась, помню еще. Или Сергей Вам показался положительным героем? Я даже представить себе боюсь дальнейшую жизнь Татьяны с таким закомплексованным "нарциссом". Не хотелось бы мне быть на ее месте. Ситуацию с ссорой так и не разобрали. Огульно обиделся наш герой, поиздевался над героиней пол года и проехали. Простил он ее. А мать-командирша? Она тоже Вам кажется "справедливой" и "мудрой"? Эта женщина обращается к девочке-сироте со словами - "Побойся бога, ты горя настоящего не видела". Так же думает и мама Сергея. Они все завидуют Татьяне? Помилуйте. Чистейшая подмена понятий. Это Таня-то горя не видела? Автор подменяет самые главные вещи в человеческом счастье на наличие прислуги и спецраспределение и считает это достойной заметой? Зачем человеку мама с папой, если есть Дядясаша? Господин писатель, Вы серьезно? Мне было интересно это прочесть, я сама родилась и жила среди лозунгов и верила в них. Только вот от авторского пафоса аж перекашивало. Не увидела я там людей. Лозунги увидела, а людей нет.


Как правильно вы пишите! В этой книге полно пафосных и одобряемых советским правительством интонаций. Читаешь, как манифест и не сразу веришь, что люди могли там так жить и думать, тебе же с высоты другого века уже видно, что да как (я родилась в конце 80-х и даже не была октябренком, я ничего не могу рассказать про Советский Союз из своих воспоминаний). А они какие-то светлые и наивные что ли, доверчивые без оглядки, слепо идущие за старшими/точно знающими как надо. Нет там положительных героев, кроме, может, ДядиСаши, что пытается устроить жизнь девочке, но не более, как нет и отъявленных негодяев. Все они приземленные, простые, но картонные для нас, потому что время другое, нам уже не понять. В то же время могу сказать, что язык автора мне очень приятен и понятен, в нём нет стилизации, а есть настоящий неподдельный советский слог. Вот им книга и хороша. Вряд ли я буду читать продолжение.


Да все бы было ничего, если бы Юрий Слепухин имел только советскую историю за своими плечами. А история у него редкая, не многих угоняли в Германию и не многие повидали другие страны и континенты. А Слепухин и побывал и повидал и в страну вернулся только в 1957. Поэтому думаю, людей он видел и знал, а вот почему так написал, сделав своих героев плоскими и картонными? Не знаю. Не смог, наверное. Очень хорошо помню свою бабушку, она тоже из Ставропольского села, чуть старше автора. Не помню я в бабушке такой наивности, пафоса или каких-то восторгов. Думаю, мало кто обманывался теми временами по настоящему. Просто "жили себе и жили", "а куда деваться?". Думали и чувствовали одно, говорили и делали другое. Дома рассуждали, спорили, не при детях. На людях улыбались и махали флагами. Вот и все. Человеческая жизнь идет сама по себе, люди чувства чувствуют те же, что и во все времена. Человеческая природа ведь неизменная, чувства тоже. Любовь, ненависть, вера, боль, гнев... Что в них изменилось за тысячелетия? А автор наградил своих героев жизнью в плоскости, лишив объема. Прочесть про те времена очень хотелось, мне нужно понять кое-что, но не нашла того, что искала. Удивительно, как образ Тани не умещался в авторских рамках, так и вылазила эта девочка из скроенного для нее примитивного образа. Как Пиппи Длинныйчулок. В последнее время перечитываю или читаю наших авторов начала прошлого столетия. Не кажутся мне герои Горького, Короленко, Чехова, Андреева плоскими или наивными до глупости, поэтому вывод один. Люди такими не были. Я правда не думаю, что дело во временах. Это способности автора, выше головы не прыгнешь. Хотя начало написано хорошо, сюжет захватывает, много обещает, а потом как-то медленно все спускается по наклонной плоскости и становится не живым.


У вас очень интересное мнение на книгу... книгу, которую я не читала, а вот восторженных отзывов, те да, захлебнулась я, где-то в них)


Если заинтересует книга - прочитайте и присоединяйтесь к беседе)


Пока... точно нет) может, в будущем)


Сама бы я и сейчас, прочитав такие отзывы о книге ее прочла, чтобы иметь свое мнение. Есть в книге отдельные места, читала с удовольствием. Там есть что-то родом из детства и есть хороший слог автора. Начала я с книги "Тяжелый песок" Рыбакова. Появились вопросы, теперь ищу ответы. Утром сняла с полки первую книгу Гроссмана. А про наивность, связанную со временем, конечно же она она есть. Понятно же, что замечательный фильм "Небесный тихоход" выглядит для нас и немного наивным и немного детским. А чувства то там настоящие. Люди немного по другому говорили, а чувствовали так же, как и мы с Вами, мы их понимаем.


Думаю это связано с изданием книги, далеко не всё печаталось и проходило критику. Чтобы быть автором в то время нужно было писать про чудесное доброе советское, даже если оно таким не было, создавать картонных персонажей, причем как-то строго положительных или строго отрицательных (как Мальчиш-Кибальчиш и немцы, таких же на свете не существует, но нааааадо), мне кажется так родился роман. Даже если дома, на кухне, шепотом с подмигиванием все всё понимали и знали, то говорить об этом вслух, тем более печатать никто бы не разрешил. Все советские граждане ради страны готовы совершить подвиг и точка. Теперь уже трудно понять, как же было на самом деле, да и нужно ли?


Не знаю, могла ли критика и не возможность напечатать произведение изменить эмоции героев книги. Может быть и такое возможно. Я просто прежде чем прочитать здесь отзывы о книге дочитала в своей книжке его "Частный случай". И вот уже из этого произведения 1987г. года сделала выводы об авторе и о том, ошибаюсь ли я в книге "Перекресток". Год 1987 я помню очень хорошо, это время моей юности. Ну в общем, Юрий Слепухин совсем не Юлиан Семенов и этот его рассказ похож на детский лепет. И идея и выводы. И опять же начало замечательное, с юмором, а потом медленно-медленно все спускается вниз. Градуса автору не хватает или может сложно подвести итог.
Да, еще забыла упомянуть книгу Трифонова "Дом на набережной", время действия то же, правда написана она уже в 1975 году. Замечательная вещь. Все реально, оглянешься, вокруг такие же люди живут, родные и знакомые. ))
Спасибо Вам за беседу. Было очень приятно, что ответили.
Год будет удивительным, еще и эти цифры — 2022!
Красиво!
Красивых закатов, красивых восходов!
И в общем красивого, вкусного года!


Благодарю за беседу, было очень интересно! За Трифонова обязательно возьмусь, уж очень давно он лежит в хотелках. И Вам интересного книжного года, чудес и открытий!