Больше рецензий

7 октября 2021 г. 17:00

2K

4 Сатана там правит бал?

В исполнении Леонида Андреева строка заглавия, вырванная из арии Мефистофеля оперы Гуно, взрывом оркестровой паники звучит в удушливо вопросительной тональности. Воплощение зла, тривиально заложенное в образ коварного и жестокого Сатаны, разбивается на острые осколки при взгляде сквозь выстрел авторской мысли. Тема мрачная и вечная, как мир, в котором человек облекает могущественную идею вселенского зла в низкие (зл)одеяния собственной души.
Любопытно услышать откровение Сатаны? Заглянуть в глубокую темноту его естества? Каким эхо отзовётся безумный колодец на жалкий глас вопрошающего?.. Дневник Великого князя Тьмы отвечает монологом, искренней исповедью перед пристальным взором презренного читателя. Насмешливый Сатана вочеловечился, силой безграничной воли подчинив своему капризу бренное тело случайного мужчины. Искушение великой игры на театральных подмостках Вселенной соблазнили Сатану разыграть спектакль по собственному сценарию. Но актёры на Земле уже играли свою нехитрую роль, в которой человек, жестокий и алчный, был главным кукловодом. И, ослеплённый призрачной искрой любви, Сатана сам стал исполнителем чужой постановки искусства ненависти...
Заметки вочеловечившегося Дьявола, словно сквозь песочные часы, просеивают его необыкновенную суть, истончившуюся до жалкого самомнения финальных строк. Громкая мощь преисподней повергнутая на колени перед тихой силой облика Марии, девушки со светом Мадонны, в душе Сатаны раздаётся неведомой болью желаний, стремлений и надежд. Дерзость сменяет смирение и любовь стирает дьявольские границы сатанинского сердца... Но животная сущность человека, его низменное притяжение к эгоистическому пьедесталу всеобъемлющей воли, жажда к воистину дьявольскому могуществу, стремление к гению, надменно взирающему зеркальным отражением славы и власти воплотились в образе Фомы Магнуса, человеческой песчинки на безбрежном просторе мира 1914 года. Он, танцующий на лужах чужой крови, сапогом брезгливо попирающий сострадание и раздевающий чистую любовь до судорог страсти жалкой проститутки… И окровавленный ухмыляющийся лик Мадонны повержен в омут развратной грязи… Человек… Вот кто в мастерстве лжи и ненависти сумел отточить безумную чистоту граней, поражающую искренностью и упорством... Человек правит бал на сумасшедшей вакханалии мира.
Дневник Сатаны казался налитым бетонным текстом и свинцовыми страницами. Надо отдать должное Андрееву: глубокий смысл заметно оттенялся тягостным слогом. Гнетущая печаль каменными стенами сжимает воображение. Безысходность холодно, сквозь слова, сверлит душу. Автор не щадит никого. Заметен его скептический взгляд на социализм, откровенная насмешка над светской властью, саркастическое глумление над незыблемым могуществом церковной… Строки источают презрение к мелочной животной жадности, отвращение к эгоизму под благообразной рваной вуалью альтруизма, циничную иронию над жестоким сердцем человека, стучащим навстречу вечной жажде дешёвого чуда... Автор безжалостно откровенен. И в своей беспристрастной душевной наготе не жалеет он и читателя, заставляя последнего смотреть в глаза своему отражению до болезненной слепоты, озноба отвращения и почти чувственного слияния с тем, что так удобно называть Сатаной.

Комментарии


взрывом оркестровой паники звучит в удушливо вопросительной тональности.

Здорово)
А трудно начать рецензию вот на такой ноте.)

(зл)одеяния собственной души.

И снова чудесно..
А может только одеяния и есть? А без них можно взглянуть на душу? Есть она, душа, без этих одеяний?

Громкая мощь преисподней повергнутая на колени перед тихой силой облика Марии, девушки со светом Мадонны, в душе Сатаны раздаётся неведомой болью желаний, стремлений и надежд.

Ань, ты дирижируешь строчками рецензии в тёмном платье)

Человек правит бал на сумасшедшей вакханалии мира.

Или наоборот.. человек, отринувший в себе образ и подобие, становится слепой песчинкой в вихре слепых и тёмных, равнодушных сил мира..

И в своей беспристрастной душевной наготе не жалеет он и читателя, заставляя последнего смотреть в глаза своему отражению до болезненной слепоты, озноба отвращения и почти чувственного слияния с тем, что так удобно называть Сатаной.

Тишина на сцене и в зале...
Аня поворачивает к зрителям в чёрном платье. Палочка в руке и взмокшая прядь на лице с левой стороны...
Переводит дыхание, смотрит на зал. Зал - на неё.
Кто-то в зале закуривает сигаретку и аплодирует)
Ань, в конце - прям новая, инфернальная версия Чёрного человека. Или... не человека?
Здорово!

Спасибо за потрясающую рецензию)
Светлого вечера тебе, Аня)


А может только одеяния и есть? А без них можно взглянуть на душу? Есть она, душа, без этих одеяний?

Саш, мне всегда казалось, что сама суть души соткана из чистого, прозрачного, детского восприятия мира. А одеяния, каскадами плотного шёлка, скрывают её тонкую и нежную суть от боли, как ощутимой так и потенциальной. Чем старше человек - тем больше укутан, тем плотнее ткань… Иногда и не отличишь: голая душа или срослась со своей вуалью. Грустно и... страшно.

Аня поворачивает к зрителям в чёрном платье. Палочка в руке и взмокшая прядь на лице с левой стороны...
Переводит дыхание, смотрит на зал. Зал - на неё.
Кто-то в зале закуривает сигаретку и аплодирует)

Да, есть такое платье у меня - чёрное полукружевное, но скромное.) К месту.) Так и вижу: незаметным движением левой руки Аня убирает своевольную прядку... Надеясь встретиться нежной улыбкой с аплодирующим незнакомцем, всматривается в чернильную бездну зала… Тщетно - темно. И, отбросив приличия и палочку, направляется в партер. Но, зная Аню, в зале она может растеряться и потеряться, как в лесу…) Поэтому пусть финал останется в тональности загадочного многоточия:)

Ань, в конце - прям новая, инфернальная версия Чёрного человека. Или... не человека?

А кто знает, что есть человек?) Может, его придумал мир, чтобы ад разлился огненной лавой сквозь времена и пространства и злу было легче повесить на это слабое существо свои тяжкие грехи? Или человек сам по себе - дьявол во плоти от природы и суть его - чернее ада... А я грешна, до сих пор не прочитала Чёрного человека.)

Саш, спасибо большое за чудесный коммент.) Всегда очень рада тебе.)
Ласкового вечера, милых снов, Саша:)


Саш, мне всегда казалось, что сама суть души соткана из чистого, прозрачного, детского восприятия мира. А одеяния, каскадами плотного шёлка, скрывают её тонкую и нежную суть от боли, как ощутимой так и потенциальной. Чем старше человек - тем больше укутан, тем плотнее ткань… Иногда и не отличишь: голая душа или срослась со своей вуалью. Грустно и... страшно.

Очень понравилась мысль..
Но она наводит на мысли: душа вообще.. из этого мира? Он как то весь - сплошное покрывало и маска боли.
Ты права, душа порой срастается с маской. И даже с одеждой.. и грустно, когда лишь краешком: не сбросишь. Одному не одолеть..

Но, зная Аню, в зале она может растеряться и потеряться, как в лесу…)

Улыбнула)
Кстати, я пару раз в лесу терялся... забавное чувство.

А кто знает, что есть человек?) Может, его придумал мир, чтобы ад разлился огненной лавой сквозь времена и пространства и злу было легче повесить на это слабое существо свои тяжкие грехи? Или человек сам по себе - дьявол во плоти от природы и суть его - чернее ада... А я грешна, до сих пор не прочитала Чёрного человека.)

Ты философ)
Знаешь, а это интересная мысль.
Быть может природа человека и... мира, двойственна? Но тогда и бог... не старше дьявола.
Тогда вообще всё грустно.
А хорошо ты: мир придумал человека...
Может для того, чтобы.. в общем, человек - как крик природы о помощи?
Вот только... кому.
Я думал ты прочитал уже ЧЧ)

Тёплого и уютного вечера, Аня)


душа вообще.. из этого мира? Он как то весь - сплошное покрывало и маска боли.

Хорошая мысль, Саш. Возможно, душа - пёрышко, случайно сброшенное необъятным крылом и затерянное в сумраке земного ада? Вот и приходится ей существовать по законам, созданным для другого формата бытия… Хорошо, что есть любовь, как единственный способ выживания.)

Кстати, я пару раз в лесу терялся... забавное чувство.

Интересно.) А у меня не было такого опыта.) Наверное, ощущения довольно любопытные.) Проверить бы.)

Быть может природа человека и... мира, двойственна?

Может, так и есть, Саш… Интересно. А ведь даже понятия добра и зла в определённых случаях могут наполняться взаимно противоположным смыслом… Наверное, так и единый человек и целый мир - неоднозначны. Но от этого только страшнее.

Я думал ты прочитал уже ЧЧ)

Наверное, пришла пора для ЧЧ.) Октябрь - время Есенина для меня.)

Спасибо, Саш.) Пусть твой вечер наполняется нежностью:)


Возможно, душа - пёрышко, случайно сброшенное необъятным крылом и затерянное в сумраке земного ада? Вот и приходится ей существовать по законам, созданным для другого формата бытия… Хорошо, что есть любовь, как единственный способ выживания.)

Какая прелесть, Аня! И летит это пёрышко до сих пор, кружится во тьме.. и нет ему опоры ни в чём.
Ань, мы сейчас с тобой в комментах напишем эссе на тему души)

Интересно.) А у меня не было такого опыта.) Наверное, ощущения довольно любопытные.) Проверить бы.)

Не советую, Ань)
Если хочешь, можешь попытаться в парке заблудиться, правой рукой закрыв лицо, глаза, чтобы не видеть проходящих вдалеке детей и их родителей))
У меня с опытами что то перебор.
Во всех сферах жизни.
В детстве ещё терялся. Года 4 было. Брат за мной следил на улице и с ребятами играл в бацкет. Я рядом, на травке был..
Там другой мальчик был со мной.Ничего не предвещало беды.. Проехала машина, с мигалкой. Я сразу понял: это обезьяну повезли в полицию, и нужно её освободить.
Ну, и пошли освобождать ( это так рикошетом слово - обезьянник до меня дошло)).
Через несколько улиц в парке окопались. Милиция нашла и.. бледные мамы с не менее бледным братом)
А потом терялся и один в лесу и с подругой.
Одному - жутко. Особенно когда смеркается и звуки всякие доносятся и пробуждаются.
А с подругой чуточку весело. По крайне мере, ей. Я её пытался веселить. Успокаивал и говорил, что сейчас по звёздам выйдем... где нибудь в Африке)

Ласкового дня и вечера, Ань)


Если хочешь, можешь попытаться в парке заблудиться, правой рукой закрыв лицо, глаза, чтобы не видеть проходящих вдалеке детей и их родителей))

Я в детстве умудрилась заблудиться в парке.) До сих пор помню свой рёв неподдельного отчаяния.)

Через несколько улиц в парке окопались. Милиция нашла и.. бледные мамы с не менее бледным братом)

Ты был юным авантюристом, я вижу.)) Спасать обезьянок - мило.)
Представляю, как досталось брату... А про маму вообще молчу. Но на то и детство, чтоб следовать своим порывам смело и безоглядно.) Иной раз, не мешает вспоминать себя в таком возрасте и отпускать предрассудки и страхи сегодняшних решений.)

А с подругой чуточку весело. По крайне мере, ей. Я её пытался веселить. Успокаивал и говорил, что сейчас по звёздам выйдем... где нибудь в Африке)

Улыбаюсь, Саш.) Повезло ей с тобой.) Думаю, с подругой и потеряться - в удовольствие;)

Солнечного и яркого дня тебе, Саш.)