Больше рецензий

Igor_K

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 октября 2021 г. 23:43

1K

4 Недетский детектив

Жил-был одиннадцатилетний мальчик. В дисфункциональной семье: мать-одиночка, приходящие мужчины, гнет давней трагедии, который отравляет отношения между родственниками. Да и в школе все не так уж хорошо: есть группа хулиганов, которые постоянно третируют и унижают нашего пацана. Он изо всех сил старается быть правильным и хорошим, но в подобных условиях вырасти достойным человеком сложновато. Согласитесь, таких историй мы читали кучу. Книгами с такими вот мальчиками можно заставить целый шкаф, да и то все не поместятся. В общем, ничего оригинального.
Жил был маньяк-педофил. Однажды его поймали и посадили в тюрьму. Ему приписывали много убийств, но причастность к нескольким из них так и не доказали, так как не нашли тела жертв. Всем понятно, что он их где-то закапал, но доискиваться до истины никому не хочется, ведь маньяк и так уже в тюрьме. Правда, однажды находится человек, который решает вступить в общение с маньяком, чтобы все-таки найти место захоронения тех самых не найденных жертв. А маньяк и не против пообщаться, для него это становится увлекательной игрой. Согласитесь, таких историй мы тоже читали кучу. Да и книгами про маньяков, водящих за нос искателей истины, тоже можно заставить целый шкаф. И они точно все туда не поместятся. И опять – вроде бы ничего оригинального.
Оригинальность «Черных Земель» в том, что Белинда Бауэр объединила оба этих сюжета в одном романе. Вот он – наш неприкаянный мальчуган. И вот и он – маньяк за решеткой. Фокус в том, что в семье мальчика (еще до его рождения) пропал другой мальчик, брат его матери. Того мальчика так и не нашли, но все считают, что его убил означенный маньяк. Главный герой однажды вообразил себе, что если он найдет останки своего дяди, то вернет тем самым в семью определенность, расставит все точки над i, а это в свою очередь поможет нормализовать родственные отношения. Но как это сделать? В конце концов, мальчуган начинает писать письма в тюрьму, надеясь, что убийца раскроет свои карты. Сразу понятно, что ни к чему хорошему это привести не может. Но пацану-то всего одиннадцать, он и не может до конца понять, во что ввязался.
Это вам не детский детектив, в котором все немножко несерьезно. Нэнси Дрю, Три сыщика и братья Харди раскрыли много преступлений и тайн, но в этих преступлениях и тайнах никогда не было подобной жести. А тут вам и маньяк, и педофилия, и много всяких натуралистических подробностей. Белинда Бауэр написала книгу про ребенка, расследующего старое преступление, но это чтение явно не подойдет детям. Конечно, это роман для взрослых. Хотя взрослому читателю может как раз и не хватить играющих на нервах моментов. Зато именно взрослый читатель по достоинству отметит, насколько хорошо Белинда Бауэр выписала своих героев. На страницах «Черных Земель» можно обнаружить множество тонко подмеченных психологических подробностей, они-то и делают персонажей вполне живыми, узнаваемыми. Особенно удался ей именно мальчуган, настоящий такой, правдоподобный. То, как он привязывается к одному из приходящих мужчин, хочет видеть в нем отца, о чем болтает со своим другом, как боится хулиганов, в конце концов, все эти мелкие детали бытового поведения, указывают на то, что Белинде Бауэр не откажешь в наблюдательности. Наверное, она могла бы сказать: «Стивен Лам – это я». Совсем как Флобер.
Интонация повествования в «Черных Землях» изначально достаточно ироничная, даже когда речь идет о преступлениях маньяка. Но чем дальше, тем зловещей становится атмосфера. Чем дальше, тем напряженней повествование. Чем дальше, тем выше ставки. Это во многом достигается за счет того, что рассказ ведется с двух точек зрения: ребенка и маньяка. Читатель все знает о каждом из них, а вот они находятся по этому вопросу в некотором неведении. В таком случае всегда страшно за финал: а ну как автор сдуется, не вытянет, выставит себя слабаком. Увы, приходится признать, что в «Черных Землях» финал все-таки подкачал, он оказался предельно простым, не дал настоящего катарсиса. Это вам, конечно, не то, как умеет завершать свои истории Стивен Кинг. И если бы перед нами был детектив в полном смысле этого слова, то это был бы, конечно, провал. Но, во-первых, у Белинды Бауэр получилась скорее страшная сказка, чем детектив; а у сказки свои законы, в конце концов, финал той же «Красной Шапочки», если вставить его в даже посредственный жанровый текст покажется слабоватым, а вот для сказки – в самый раз. Во-вторых, можно закрыть глаза на последние страниц двадцать, так как первые триста вышли крайне удачными.
Финал «Черных Земель» абсолютно не смутил британскую Ассоциацию писателей-криминалистов, в 2010-ом году их автор получила «Золотой кинжал», премию за лучший криминальный роман года. Для писательницы-дебютантки, а именно в таком статусе тогда находилась Белинда Бауэр, это был настоящий триумф. Безусловно, исходная идея (противостояние ребенка и маньяка) не может не подкупить. Просто, сильно, стильно, работает с первых же глав. Тем не менее, детектива как такового в «Черных Землях» очень мало. Можно было бы сказать, что перед нами какой-то антидетектив. И все же «Золотой кинжал» 2010-ого года. Нет, речь не идет о том, что «Черные Земли» – неудачная книга. Все вышесказанное нужно было для того, чтобы стало понятно: перед нами интересный роман с нестандартной идеей. Но премия-то жанровая, и как раз в качестве детектива «Черные Земли» выглядят блекло. И если эта книга завоевала такую награду, то, наверное, у них там совсем уж грустно с удачными детективами. По крайней мере, в 2010-ом году. Но если за жанр обидно, то за Белинду Бауэр можно только порадоваться. Да и книжка ее вполне достойна прочтения.