Больше рецензий
6 октября 2021 г. 20:32
826
4.5 Жить после апокалипсиса
РецензияПовесть «Синее море, белый пароход» Геннадия Машкина впервые издана в 1965 г. в журнале «Юность». Если верить википедии, входила в школьную программу, но когда я учился в школе – уже нет. Поразительно, но первые главы повести упорно ассоциируются с романом Аготы Кристоф «Толстая тетрадь», хоть и написаны они с разницей более чем в 20 лет. К тому же, действие романа австрийской писательницы происходит во время Второй Мировой войны, а у Машкина ровно по окончанию ее. Но атмосфера – куда деться от атмосферы? Когда некий постапокалипсис, а жизнь все никак не заканчивается. У Аготы Кристоф параноидальное действо разворачивается в провинциальном венгерском городке, голод и падение нравов представлены сквозь призму восприятия двух мальчиков-подростков (а может, и одного и в этом загадка романа), мать которых оставляет их на попечение злобной бабки. В повести Машкина так же присутствуют братья и хоть повествование ведется от лица старшего из них, Геры, трудно избавится от ощущения, что все происходящее – некий бред, вязкий морок, когда детство и невинность невозможны по определению. Как призрак возникает отец, вернувшийся с войны. Отец, которого не знаешь и не любишь, но почему-то именно с ним связываешь надежды на то, что он привезет мерседес в качестве военного трофея. А еще есть изможденная мать, растящая табак на продажу, богомольная бабушка, мужа которой живьем сожгли в печи японцы и маленький брат Юрик, существо вредное, но любимое и практически умирающее от туберкулеза. В общем, все тлен и мрак, война хоть и закончилась, но зачем жить? Мальчик рисует картины с убийством врагов-японцев, а отец тащит всю семью на Южный Сахалин, а там все сложно – враги могут стать друзьями, а друзья не так что бы друзья… Книга наполнена антивоенным пафосом, взрослый зачин несколько смягчается к финалу, греша слишком символическими нотками (ребенок играет с ржавой гранатой, готовой взорваться в любой момент), но с удивлением не устаешь задаваться вопросом – а где та самая «пропаганда», которую так любят приписывать вообще всей литературе советского периода? Почему так все неоднозначно? Ответ очевиден - потому что это просто хорошая литература, а не инструмент пропаганды.