Больше рецензий

27 сентября 2021 г. 14:37

6K

5 Луна - лунатику

В фильме Балабанова — Брат, есть цветаевской силы, эпизод — совершенно небесный, недооценённый.
Брат просит Данилу Багрова помочь ему: нужно вместе с двумя бандитами разобраться с одним человеком.
Они в чужой квартире. Несчастный связан, но ждут ещё одного: время пошло на минуты. Жизнь — на минуты.
Звонок в дверь, словно яркая и острая игла, пронзающая тело мотылька, залетевшего сюда: качнулся свет в окне, как фонарь на безлюдной улочке на окраине ада.
Человек просто ошибся дверью. Теперь и он связан и ему грозит смерть.
После вчерашнего, голова Данилы, раскалывается. Он сам похож на печального мотылька, бог знает как сюда залетевшего.
Снова яркая игла звонка, почти в сердце, пронзает cor-идор квартиры.
Данила открывает дверь, держа за дверью — пистолет.
На площадке стоит.. его любимый музыкант и поэт: он тоже ошибся дверью.
Словно вся грусть его песен, всю жизнь вела его к этой двери.. где страдают люди и нуждаются в прекрасном, как в воздухе.
Теперь он на грани жизни и смерти… но вот, поэта окликают откуда-то сверху, из-за голубых плечей лестницы.
Через минуту, Данила поднимается по лестнице: так лёгкая и прекрасная душа отлетает от тела и морока жизни.
Как и полагается, дверь наверху, в рай, только прикрыта, прищурена.
Но почему-то никто туда не приходит..
Данила пришёл. А в раю над комнатой, где умирают люди - поэзия и музыка.
Уютный круг друзей..
Данила с грустной улыбкой спрашивает у одного ангела: можно я здесь чуточку побуду? Очень хорошо тут у вас..

Нечто подобное ощутил я, открыв словно дверь, книгу писем дочери Цветаевой к Анне Саакянц: молодой девушке, занимающейся творчеством Марины, спасая её от забвения.
Эта бежевая книга писем с цветами сирени на обложке и мотыльком — словно комната-рай надо мной.
Я не Данила Багров, но в моей грустной комнате жизни, тоже творится что-то безумное: перепутав когда-то дверь, теперь душа на полу и связана. Тёмные тени ходят над ней…
Игла звонка пронзает сердце: я не хочу никого убивать. Подхожу..
В руке моей — пистолет, правда, условный, с той грустной поправкой, что я на днях хотел убить человека... себя. А тут такая книга.
У Цветаевой в дневниках есть удивительная запись.
Марина накупила чудесных книг, разложила их на столике, как пасьянс в раю, и, прижав руки к груди, с улыбкой промолвила: ну как я могу умереть, когда такая красота передо мной! Сколько ещё мне нужно прочитать!
Марина словно бы приподняла и рассматривала на свет возле окна, чудесное, райское платье.
Она тогда не хотела умирать. Я — хотел.
Перед Мариной было книг 15. Чудесный вес жизни.. вес маленького и нежного человечка, быть может, ребёнка.
Передо мной — всего одна книга: дочки Цветаевой.
Мне кажется… столько весит моя грустная жизнь.

И всё же, как сладостно было подняться по бежево зарябившему пространству — лестнице страниц, в комнату-рай, в которой нет сводящего меня с ума быта и жизни, а есть мои милые друзья, обсуждающие с улыбками поэзию Марины Цветаевой.
Кажется, Марина тоже сидит в уголке комнаты на диване и слушает, прикрыв глаза и улыбаясь: натянула к плечам уютную тишину, словно плед..
Когда Але было 3 года, Марина написала для неё чудесный стих: Маленький домашний дух.

картинка laonov

И вот, теперь она сама стала духом, живущем у дочки.
Это не патетика и мистика: пока мы помним умерших — они живы.
Пока поэт и читатель смотрят на звезду в окошке страницы, умершую 200 лет назад — она жива и продолжает светить, и на страницу стиха со звездой может даже сесть мотылёк: свет этой звезды продолжается в наших чувствах.

В одном из писем Ариадна пишет, как до такой степени тоскует рядом с живыми людьми и суетой жизни, что уходит в лес и там плачет и разговаривает с Мариной, Пастернаком… с теми, кого уже нет.
А потом приходит домой и долго молчит… с живыми, словно их нет.
Знакомое чувство, кто хоть раз терял близких: вернуться домой, сесть в кресло, закрыть глаза и помолчать, дабы не расплескать всю эту тишину разговора с любимыми.
Закрываю глаза и я. Книга Али у меня на коленях: нежный вес кошки, которая жила с ней.
Я мысленно разговариваю с Алей и Мариной. Улыбаюсь… вспоминая дневниковые записи Марины: Аля только родилась, и Марина смотрит на неё, лежащую на странице стола, как на чудо и стих.
С какой любовью Марина описывает младенца!
Её рука не столько скользит по листку дневника, сколько гладит тёплую красоту ребёнка: смешно оттопыренные ушки, длинная шея, длинные пальчики на руках, узкие ступни… красавица!
А глазки! Огромные! Синие, неземные!
Одна её подруга скажет: Что за глаза! Девочка просто приделана к ним!
Марина снова любовно гладит дочку: чудесные глазки, светлые бровки, губы… но не мои.
Нос, и, — увы, — форма рук, мои.

Так кошка облизывает полуслепого котёнка, ласкающегося к тёплой и заботливой темноте, как Марина описывает дочку.
В 65 г., Аля чудесно и грустно закончит письмо:

чудесный котишка, с пузиком и красивой рожицей. Я его облизываю не меньше матери. А дальше?

Боже! от этого — «а дальше», хочется плакать.
Марина, милая Марина, знала ли ты, гладя маленькие ручки и ножки Али, пророча ей чудесную жизнь: «ты будешь невинной, тонкой, прелестной и всем чужой… ты будешь царицей бала.. пленительной госпожой»

Но будешь ли ты — кто знает?- 
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать?

Будет, Марина, будет Аля сжимать виски в одинокой своей комнатке.
По её стройным и обнажённым ножкам, прямо по ступням, нквдисты будут жестоко бить палками, выбивая показания на отца.
После этого у её судьбы будет походка Русалочки: любимого расстреляют, здоровье изнасилуют в лагерях. Детей не будет. Душа опустошена и всем чужая, словно бы судьба и небо расслышали лишь краешек вашего стиха Але: всем чужой..

Ариадна стала похожа на изнасилованную музу из стиха Марины «Муза».
После долгих лет лагерей, она вернулась на родину матери — в Тарусу (любопытная мистика цифр: Марины находилась в эмиграции 16 лет, и 16 лет Аля была в лагерях).
Вернулась в тихий бред и вскрик русалочки во сне: дом, где жили Цветаевы, разрушили, и на его месте устроили танцплащадку: интересно, знали ли люди, где они танцуют?
Так и кажется, что одна девушка в синем платьице, безнадёжно влюблённая, танцевала там в кругу счастливых женщин и парней, но в какой-то миг, её танец стал странным, с надрывом.
Слёзы заблестели у неё на лице..
Некоторые замечают это. То тут, то там, замерли танцующие парочки.. платья пёстрые — кувшинки на тёмной воде.
Вдруг, девушка вскрикивает, падает на колени и закрывает руками лицо, повторяя слышанную где-то строчку Цветаевой: Мой милый, что тебе я сделала!

Сводная сестра Марины — Валерия, выделила на своём участке маленькое место для домика, Ариадне, где она и поселилась со своей лагерной подругой — Адой.
К слову, это почти тот самый домик из стиха Марины, по которому она так мечтала: Пошли мне сад, на старость лет.. за этот ад, за этот бред"
Много пронзительных строк в письмах уделено этой замечательной женщине.

картинка laonov

Как сама Аля, словно нежный ангел, закутанный в рубище судьбы и крыльев, дабы не выдать себя, была послана Марине, чтобы она не задохнулась от быта, так Ада была послана в ад быта Ариадны, помогая ей и скрашивая её одиночество.
Словно изморозь морока чешской и французской жизни Марины и Али, вновь проступала на стенах быта спустя года, и как тогда, уставшая Аля, укрывалась в своей постели с томиком романа, но уже седеющая, с подорванным здоровьем.
Из окон дует. Сквознячки времени..
Единая, голубая ниточка сквознячка в 1923 г. в прохладной и сумеречной комнате рядом с Мариной, и в 1963: потяни за эту ниточку тут — окно в 1923 г.ю, откроется.
Седеющая, бесконечно уставшая Аля, садится на свою койку, и, с грустной улыбкой, поджимает ноги под попу для тепла и вдохновения, и переводит несчастного Тирсу де Молину, переводит словно слепого, через дорогу, на которой нет Марины и даже людей в целом городе: для кого переводит? Зачем это нужно?
Эта бессмысленная, танталова работа отнимает у неё все силы, уводит от матери в пустоту жизни.

Похоже на чистилище поэтов: переводить чужие стихи, предавая и изменяя своей музе, накрыв её словно мотылька, бокалом, выдохнув под него сигаретный дымок.
Кто-то может сказать, что переводы не страшны и что в то мёртвое для поэзии время, многие поэты ушли в переводы, как в подполье, чтобы выжить.
Но люди все разные. Вы можете себе представить Толстого, стоящего за рабочим станком с утра до вечера?
Толстой однажды посетил такой завод, взглянул, как люди, словно проклятые лунатики, с зацикленной мимикой обречённых в аду, смутно пытающихся что-то припомнить, выполняют одну и ту же бессмысленную работу, какие-то железки… жутко и не менее бессмысленно множащиеся, как пауки из сна Свидригайлова в баньке на том свете.
Толстой тогда в ужасе ушёл, выбежал из завода, сказав, что сошёл бы с ума, если бы это делал.

Пронзает до слёз, как Аля, словно бы шла по стопам ада своей матери: фотографический негатив мифа о Персефоне и Деметре.
После возвращения в Россию, Марина занималась переводами.
Пастернак ей выговаривал: ты слишком медленно переводишь, Марина!
А Марина чуть не плакала. Она не может иначе, она не машина. Для неё поэзия и строка — как любовь и душа: нельзя спешить… иначе это уже не любовь, а изнасилование музы.
У Марины, механизм работы над строкой и любовью, был одинаков: могла днями и неделями вынашивать строку, образ, как ребёнка, годами рождать то самое чувство..
А тут.. требуют, стоят за плечами, как стражники в аду.
Это… похоже на мучительный выкидыш души.
И если одни не замечают этого ужаса и их душа в поисках строки и чувства проходит лишь 100 условных миль, то для таких как Марина, Аля, — душа на кончике пера проходит за день… тысячи миль, до луны проходит и обратно.
Больше чем сизифов труд: отправиться босиком до луны за ничтожной, ненужной былинкой, оглядываясь с грустью, как другие срывают эту былинку возле дома.

Во время беременности, Марину посещали тёмные мысли: рожать или нет, но она сказала себе: ребёнок во мне, как строка. Я не могу от него отречься, это.. больше чем убийство.
Теперь представьте, что каждодневно чувствовала Аля, с подорванным напрочь, здоровьем, раздавленной душой, принужденная с утра до вечера, как в аду, рожать… мёртвые слова от насильника, а у неё самой между тем, нет детей и не будет, а ей нужно заниматься Мариной, вынашивая память о ней, как ребёнка, на которого нет времени: в России о ней почти забыли, сослав в какие-то Соловки забвения, ада.
Зная всё это, тяжело читать чудесные переводы Ариадны: Бодлер, Рембо, Верлен… на всех этих строчках — плачь по Марине и разлука с ней.

Ах, если бы не милая Ада Федерольф в этом аду!
Она взяла на себя весь быт… может, она тоже, ангел?
Интересно, у ангелов бывают, ангелы?
Оба ангела прошли лагеря..
Ариадна однажды сказала:

если бы я была с мамой, она бы не умерла.
Как всю нашу жизнь, я бы несла часть её креста, и он не раздавил бы её.

В русской литературе есть странные, ангелоподобные образы слуг, помогающих своим хозяевам, когда они смертельно больны: смерть Ивана Ильича, например.
Кажется, что Ада была именно такой… нет, не слугой — сестрой, при Але.
Я плохо разбираюсь в мистике и реинкарнации, но мне хочется верить, что часть души Марины, словно бездомный ангел, нашла свой приют в сердце этой милой женщины.
И теперь душа Марины, расплачиваясь за свою любовь и грехи, не в аду, но — в Аде, своей недоговорённой любовью участвовала в заботе над своей повзрослевшей дочерью.
Похоже на зачарованный островок сна: две женщины, два ангела, с обожжёнными крыльями, живут в маленьком домике с кошкой и призраком Марины..

Не знаю, как это объяснить.. кто любит, тот поймёт.
Читая эти письма, словно бы чуточку смотришь глазами Марины за Алей: переживая её горестям и радуясь её редким улыбкам.
Отрадно за такие книги: их не возьмёт случайный читатель, не поставит плохую оценку (всё равно что сидит девушка на лавочке с другом и плачет, а мимо проходит человек, останавливается и говорит вслух: моя оценка вам — 3).
Не возможно без слёз читать, как Ада, со своим сложным характером, кротко следит за Алей, с не менее тяжёлым характером.
 Аля заболела: холецистит, камни, астма и бог знает что ещё. Милая Ада, в прямом смысле, до туалета украдкой следит за ней.
Бытие оставляет — Але, а быт, словно зверь, набрасывается на неё, и вот уже у неё отнимается рука.. отказывает палец.
Словно в комнате сна, гаснут крылья, как лампочки, и становится темнее.
Ариадна и Ада похоронены рядом и эпитафией на их могилах мог быть стих Перси Шелли

Два друга здесь лежат, чьи жизни слиты были,
Да не разделится их память никогда,
Пусть будет дружен сон — земной их смертной пыли.
При жизни — их сердца сливалися всегда.

В эту комнату сна, однажды ворвался лучик света: Анна Саакянц.
Уже через несколько писем, Ариадна начинала свои письма так: милая Анечка! Милый рыжик!

картинка laonov

И чудесный юмор, чисто цветаевский: Аля пишет ей, что ходила в лес за...- pardon -, рыжиками.
Это была чудесная молодая девушка, по папе - армянка, по маме — русская: Але, как и Марине, импонировала эта нежная рифма смешения кровей.
Вместе, они задумали трудное: воскресить творчество Марины.
Они обе следовали двум излюбленным мыслям Марины: любовь есть действие. Дружба — есть действие.
В одном из писем Аля писала:

мама бы очень любила вас, больше того, именно в вас она нуждалась.
Откуда я знаю? Да дело в том, что (без всякой мистики, я к этому не склонна) она мне многое в жизни говорит, может быть, больше, чем при жизни.
Горько, что вы с ней не встретились; хорошо, что встретились со мной. 
Я многое вам расскажу и доверю.

У Андрея Платонова есть мрачнейший и пронзительный эпизод в одной повести: у маленькой девочки, в сумрачном и холодном сарае, умерла мама, и девочка не отходила от неё днями, ночами.
Она спала рядом с ней. Когда было очень страшно в темноте от завывания ветра и всполохов осенней листвы, она прижималась ещё сильнее, обнимала мёртвое тело и шептала: мамочка!
Днём она забиралась на грудь мамы и играла с её синей, как небо, пуговичкой.
Именно этот образ описывает отношение Али и Марины в Тарусе.
С одним отличием: у девочки… появилась подруга в её горе.
Словно в мрачной сказке, две девочки познакомились вечером, среди цветов, и одна из девочек, в грязном платьице, пригласила другую, к себе в гости, к маме..
Шок девочки: простёртое тело женщины посреди комнаты мира, ибо стены нет: соседи — звёзды, грустный шум листвы..
Девочка понимает, что происходит, и, дабы своим ужасом не пробудить в дочке женщины осознание кошмара, в котором она живёт, с тихой улыбкой подходит к телу женщины, наклоняется и гладит голубую, как небо, пуговичку на груди.

Такие письма, как Ариадны к Анне, похожи чем-то на стихи Марины: их не поймёт, не оценит «прохожий».
В них нужно упасть душой, отдаться им, чтобы весь трагизм судьбы Марины и Али, прошли тёмным холодком вдоль позвоночника.
Боже мой, каких нечеловеческих сил Але и Анне стоило собрать стихи Марины, развеянных по разным концам света, вплоть до далёкой Бразилии!
У Марины есть чудесный стих: Так плыли голова и лира…
Стих об Орфее, чьё тело, нимфы растерзали на сотни частей, и вот, по реке плывёт то, что от него осталось: лира время от времени касается уст.. уже толком не ясно, кто истекает кровью: голова? Лира?

Где осиянные останки?
Волна соленая — ответь!
Простоволосой лесбиянки
Быть может вытянула сеть? —

Стихи Марины — словно растерзанное тело Орфея: нет, уже не он сошёл в ад к любимой..
Это похоже на экзистенциальный апокриф мифа: дочь Эвридики, родившаяся в аду (быть может на её крик оглянулся Орфей? Или же.. само её рождение и было — оглядом Орфея?), вышла за своим отцом (в случае с Алей — буквально, вслед за отцом, вернулась в Россию).
Но отец умер, расстрелян, растерзан.
И вот, одинокая, истерзанная жизнью, дочь, с лирой, возвращается.. обратно, к матери: новый огляд Орфея, всей кровью своей и душой.

Декорации меняются. Плачь дочери по матери, плавно переходит в Плачь Ярославны.
Ещё маленькой, Аля сделала в Чехии поразительное открытие, читая под деревом, Слово о полку Игореве.
«Растекаться мыслью по древу..»
Аля тогда подумала, что мысль — это белка (на чешском - мысливец, это охотник на белок).
И всё встало на места: белкой по древу, орлом в небесах..
И на небе и на земле, Аля искала душу Марины — её стихи.
Между искусством и жизнью, стёрлись границы: главный редактор первого сборника Марины — Орлов.
С ним боролись Аля и Анна, боролись за каждую строчку.
Есть в этом что-то апокалиптическое: страна уже почти забыла Марину. Мир почти забыл. И этот сборник — как воскрешение человека.
Важен каждый стих. Иная рифма — как морщинка, а строка — как складочка платья в молодости.
Какими мы предстанем перед богом? Думали вы?
У каждого из нас, есть моменты и чувства, прекрасные и грешные, как стихи Марины.
Где та грань, которая отразила бы нас, именно нас, а не что-то случайное в нас?

До мурашек пронзает момент в письме, где Аля хочет ехать с сестрой Марины, Анастасией, на поиски… её могилы в Елабуге.
Ариадна с грустью размышляет, что вот, они откроют гроб. И что? Как они, две несчастные женщины, одна — седеющая, другая — седая, поймут, что этот скелет — Марина? Что это вообще — женский скелет?
Андрогинная душа Марины, быть может, была бы чуточку пленена этой растерянностью.
Но боже мой! Какой это трагичнейший кадр в русской литературе!
Словно бы самым мрачным, чудовищным образом сбылся стих Марины — Голос из под земли: Прохожий, остановись!
Словно Марина, что-то предчувствуя, обращалась не к кому-то, а напрямую, к своей дочери!
Любопытно, но в письмах уже Анастасии Цветаевой, есть упоминание о том, что рядом с предполагаемой могилкой Марины, росла не «земляника» из стиха, а рябина, уже из другого стиха Марины.

Невоплотившийся кадр жизни: две женщины, в ком течёт одна кровь, стоят, взявшись за руки, у раскрытой могилы.
Накрапывает мелкий дождь, словно небо зарастает голубой травой грусти. Весь мир, зарастает травой..
Две седые женщины, похожие на крылья, замершие над бездной могилы и таким беззащитным, ранимым даже, скелетом женщины, лежащего под дождём.
Нарыдался я с этой книгой..
Аля, Алечка.. такая чудесная девочка была, вундеркинд, носившая письма от робеющей Марины — к Блоку.
В молодости была одной из самых красивых и жизнерадостных девушек в литературной жизни России, и.. удар, как кнутом, по крыльям ангела.

картинка laonov

Внешность испорчена: болезни, поникшие глаза, зубы выпадают.. душа раздавлена.
Живёт — онегинской строкой:

что день грядущий мне готовит?

Ещё болезнь? Новый стих Марины? Грибочек под кустом? Всё хорошо, всё приемлю..
Какое-то бунинское, добуддическое восприятие мира.

Радовался с Алей, как ребёнок, когда в своём почти кафкианском аду, с книгой Кафки на коленях — нет начала романа, и конца, зато есть начало другого, влезшего, как призрак… похоже на жизнь Али, — и слушая по радио какой-то социалистический, радостный бред, она пишет Ане, что получила посылкой апельсины, конфеты и сигареты, треску для кошки… томик Бунина. Посылка а Аид..
И словно голос самой Марины, сквозь косой, как дождь, голубой почерк:

В Москву я не поеду. Заботится о хлебе насущном не буду. Бог подаст. А не подаст.. значит его и вправду, нет.

И всё же, сквозь грусть писем, так часто пробивается, такая родная и до боли знакомая, жизнерадостность и улыбка Марины.
В 1961 году, 12 апреля, у любимой кошки — Шуши, родился прелестный тёмный котёнок.
Аля пишет: стартовал вместе с Гагариным!
Она назвала его — Космос.

картинка laonov

Тема чудесной кошки Шуши, сквозная в письмах.
Аля в одном из писем обмолвилась, что с удовольствием перечитывает Мастера и Маргариту: я так не ждал на страницах романа появления кота Бегемота, как ждал эту милую кошку Шушу на страницах писем!

Тотчас по приезде, Шуша вышла на панель, и только мы её и видели. Одичала совершенно.

И милейший тургеневский надлом через страницу:

Шуша разочаровалась в мужчинах, несёт свой крест с большей грацией, нежели м-ме Богатырёва младшая.

Юмор у Али чудесный, но грустно от всего этого: Марина называла себя ведьмой. Дочка, изувеченная жизнью, читает в одиночестве Мастера и Маргариту: её любовник, Мастер, расстрелян. Её саму, злые языки называют ведьмой..
Письма последних лет, пронзают бунинским ощущением щемящей красоты, от ускользания жизни и одновременно, тихой радости, как бы привставшей на цыпочки.. по-русалочьи... вот-вот она станет пеной морскою, попыткой воздуха: вот вот мать обнимает свою настрадавшуюся дочь.

В дневниках Марины есть любопытное воспоминание, с чудной материнской гордостью: Однажды, в Париже, на вечеринке, уже старый Бунин, но с прежней искоркой в глазах и в сердце, подошёл к очаровательной молодой девушке.
Флиртовал. Получил нежный отказ. Минуту спустя, подошла Цветаева, улыбаясь: Бунин флиртовал с Ариадной, не зная, кто она.
Прошли года. Ариадна в возрасте Бунина, с его томиком на коленях: она влюблена в него.
И с бунинской силой звучат последние страницы её жизни, даже в ощущении природы:

По утрам у нас — тяжёлый, влажный туман, осенние паутины цепляются за лицо.
Ливни сменяются мелкими дождями, последние — истерическими просветами ненадёжной синевы.

Внимательный читатель… нет, к чёрту всю эту литературщину: чуткий человек, человек, наблюдающий за последними годами Али, глазами Марины, заметит, как эта.. трагическая синева с цветаевским надломом, появится вновь через несколько лет, незадолго до смерти:

Всё в больнице было очень странно, такое изобилие смертей, бок-о-бок, в такие мирные и солнечные дни, и такие сплошные страдания.
Все эти сутки просидела на койке — ложиться не могла из-за удушья и поэтому почти не спала; есть не могла, глушимая медикаментами.
Но всё ещё что-то виделось, думалось и почти бредилось.
Устала от истеричночти собственного дыхания и от болевых вспышек.

Поразительная строчка, весящая, как вся жизнь Али после гибели Марины: что то виделось и думалось и почти бредилось..
Не каждый роман или стих Марины, буквально выбивает слёзы, но последние письма Али… когда она, 31 августа, в день гибели Марины, в одиночестве ждала приезда Ани.. выходя из дома под шумящую синевой и солнцем — листву, словно бы становясь ближе к Ане и её приезду.
Но Аня не приехала.
И уже в последний год жизни, вся перемолотая жизнью, болезнями, Аля робко просит, как мать молила бы дочку, приехать.. стесняясь своих болезней, как мать-старушка, стыдится своей нищеты и своего грязного платья:
Если вам не противно… приезжайте, покупаемся, погуляем, грибков покушаем..
Несколько раз за переписку, Аля словно проговаривается, называя Аню — «моё полурыжее дитё» и радуясь «материнской радостью» новому письму «Анечки».

Закрываю глаза. Рука закрывает книгу. Улыбка на лице прикрывает мою грусть: солнечные зайчики писем: милая Анечка! Милый рыжик! Рыжеповастенький мой!
Слеза на щеке. Мысленно спускаюсь по лестнице страниц.. возвращаюсь в свою грустную комнату, где у стены лежит, связанная душа, в синеватых цветах обоев.

картинка laonov

Комментарии


С какой любовью Марина описывает младенца!
Её рука не столько скользит по листку дневника, сколько гладит тёплую красоту ребёнка: смешно оттопыренные ушки, длинная шея, длинные пальчики на руках, узкие ступни… красавица!

Такая нежная мелодия почти цветочным ароматом разлита в этой песне материнской души - в ней трепетная тональность знакомства с крошечной красотой и звенит она с лёгкой ноткой восхищения.) Читаю, улыбаюсь.)

И если одни не замечают этого ужаса и их душа в поисках строки и чувства проходят лишь 100 условных миль, то для таких как Марина, Аля, — душа на кончике пера проходит за день… тысячи миль, до луны проходит и обратно.

Наверное, именно этот лунный мотив и определяет болезненное рождение подлинной красоты, недоступной для безликого подражания, слепых попыток чувства. Вся глубокая широта души Марины и Али - в этих полётах на кончике пера.)

И этот сборник — как воскрешение человека.
Важен каждый стих. Иная рифма — как морщинка, а строка — как складочка платья в молодости.

Красиво, Саш.) Кажется, сборник - объёмный портрет женщины во всех возрастных измерениях, где её образы, сливаясь воедино, оттеняют отдельные детали - контраст сути. Какой сложный путь приходилось преодолеть, чтобы этот сборник начал дышать!..

В 1961 году, 12 апреля, у любимой кошки — Шуши, родился прелестный тёмный котёнок.
Аля пишет: стартовал вместе с Гагариным!
Она назвала его — Космос.

Улыбаюсь.) Мой кот, невыносимо родной и невероятно дорогой мне, тоже родился 12 апреля, правда, 2010 года.) И я хотела назвать его Космосом.) Но почему-то передумала.)

И уже в последний год жизни, вся перемолотая жизнью, болезнями, Аля робко просит, как мать молила бы дочку, приехать.. стесняясь своих болезней, как мать-старушка, стыдится своей нищеты и своего грязного платья:
Если вам не противно… приезжайте, покупаемся, погуляем, грибков покушаем..

Невыносимая тяжесть попытки этой робкой ласки, почти молящей сердцем, переполненным невостребованной материнской любви… До слёз.

Саш, спасибо за невероятную рецензию! Она словно высотана ниточками из глубины твоей души и сплетённая в целостный и прекрасный узор: так чувствуется твоё присутствие в каждой строчке... Щемящий осадок в душе от знакомства с такой кричащей своим безысходным одиночеством и болью историей… Но ощущается и то, что где-то на лунном призрачном фоне скользит светлый и стройный луч...)


Вся глубокая широта души Марины и Али - в этих полётах на кончике пера.)

Здорово написала, Ань)
А это и правда, очень важно, быть может это ось не только творчества, но и любви: усилие, радение.
Когда пишешь не просто пальцами и сердцем, тщеславием, от одиночества.. а всем своим существом и даже чуть больше, тем что - за пределами, чем страдают и радуются люди, и всё это становится частью тебя, когда пишешь. Но.. и когда читаешь: тут ведь тоже, усилие, радение)

Какой сложный путь приходилось преодолеть, чтобы этот сборник начал дышать!..

Ох, Аня.. там этот редактор Орлов, не понимая толком в поэзии ничего, пропихивал в этот сборник, и слабые вещи Марины, и проходные.
Ну мне запомнилось, как в то время, когда страна вообще выпала из новой поэзии, поэзии Марины, глубин души, не понимала стихи Марины - совершенно.
Але как то на пляже одна семейная пара, умная, разумеется, на полном серьёзе ляпнула: у вас там в сборнике такая опечатка досадная в стихе:

Есть в мире полые, затолканные,
Немотствующие — навоз,
Гвоздь — вашему подолу шелковому!
Грязь брезгует из-под колес!

Брезгует..
Они реально думали, что это опечатка, и думали что нужно - брызгает)
Аля ничего им не сказала. Бесполезно...

Улыбаюсь.) Мой кот, невыносимо родной и невероятно дорогой мне, тоже родился 12 апреля, правда, 2010 года.) И я хотела назвать его Космосом.) Но почему-то передумала.)

Какая прелесть, Ань)
Спасибо что поделилась)
А моего кота милого, как только не звали в разные периоды: Барсик, Шерлок, Манфред, Ленин, Дали..
Я его на птичьем рынке купил ребёнком, и когда нёс, махонького, он описала мне грудь. Красную футболку.
А когда уже много лет спустя.. я проснулся от того, что он, милый, ослепший в один миг, забрался на кровать и ища помощи ткнулся мне в лицо и облизнул..
Я тогда ночью, голый почти лежал с ним, умирающим, на полу и плакал.
А потом понёс его на эвтаназию, и он снова описал мне грудь. Всё повторилось..

Аня, большое спасибо тебе за такой чудесный комментарий)
Прекрасного вечера тебе)


Но.. и когда читаешь: тут ведь тоже, усилие, радение)

А ведь правда, Саш.) И, иногда, читая с пристрастием сердечным, в искреннем стремлении раскрыться навстречу авторскому незримому вздоху души, особенно остро чувствуется, где автор писал только рассудочным аппаратом... А вот Марина, кажется, всё прямо из души срывала - как цветами писала - чувствами.)

Они реально думали, что это опечатка, и думали что нужно - брызгает) Аля ничего им не сказала. Бесполезно...

Это так же, как объяснять слепому каменному изваянию, за что так любишь утренний танец бликов солнечного света на водной глади.) Диаметральная противоположность ментального состава. У этой четы только какое-то сытое напыщенное самосозерцание уместно, да и только...

Всё повторилось..

Ох, Саш, как же это больно... Не представляю, что ты чувствовал тогда. Бедный... Такая история пронзительная... До слёз, правда... Спасибо, что делишься такими моментами. Мой кот живёт у мамы. Когда приезжаю к ней, больно на него смотреть: кажется, сердце надтреснет. На днях была у них. А он такой же, как и всегда - самый дорогой и самый близкий. Только ходить стал с трудом - лапки болят. И начался тремор лёгкий... Зубки выпадают. Стареет на глазах... Стояла я, обездвиженная, и ревела. А он напротив сидел, как маленький безмолвный комочек души... Я тебя понимаю, Саш... Такие животные - никакие не питомцы - они, в духовном смысле, части нас.

Тёплого вечера, Саша.)


как цветами писала - чувствами.)

Умеешь ты это уловить)
Потому что... сама, умеешь писать цветами?)

Стояла я, обездвиженная, и ревела. А он напротив сидел, как маленький безмолвный комочек души... Я тебя понимаю, Саш... Такие животные - никакие не питомцы - они, в духовном смысле, части нас.

Аня.. тронула очень, в сердце всё сжалось.
Всё будет хорошо.
Как ты точно.. что животные в духовном смысле - части нас.
Доброго и уютного дня тебе, Анечка)


Удивительные у Вас рецензии, столько всего нового узнаешь о жизни Марины Цветаевой и эти потрясающие фотографии, старые, выцветшие и покрытые желтизной, но в тоже время настоящие и такие родные.
С таким трепетом вы всегда о ней пишете, с такой нежностью и любовью. Спасибо, что чаще возвращаете к нам Марину!
Безоблачной Вам ночи, Александр!)


Вам большое спасибо за тёплый комментарий, Екатерина)
Всегда рад вам)
Тёплого осеннего дня)


Саш, твоё прочтение экранной комнаты-рая и твой личный опыт комнаты-рая с письмами Ариадны волшебно и тревожно.

Кажется, Марина тоже сидит в уголке комнаты на диване и слушает, прикрыв глаза и улыбаясь: натянула к плечам уютную тишину, словно плед..

С Мариной без мистики не бывает. Даже с теми, кто не верит в мистику или называет это иначе. Ты Марину удивительно чувствуешь и она тебя знает. Это я тебе как мистик мистику говорю)

Книга Али у меня на коленях: нежный вес кошки, которая жила с ней.

)

Вернулась в тихий бред и вскрик русалочки во сне: дом, где жили Цветаевы, разрушили, и на его месте устроили танцплащадку: интересно, знали ли люди, где они танцуют?

Не знала об этом. Интересно в Тарусе сохранились дома подобные даче Цветаевых по времени постройки и стилю? Вроде бы там есть музей, связанный с Цветаевыми.

И теперь душа Марины, расплачиваясь за свою любовь, добро и грехи, не в аду, но — в Аде, своей недоговорённой любовью участвовала в заботе над своей повзрослевшей дочерью.

Не смогла не выделить цитату, нравится когда ты проводишь такие связи. Душа Марины живёт и в каждой строчке твоей рецензии.

их не возьмёт случайный читатель, не поставит плохую оценку (всё равно что сидит девушка на лавочке с другом и плачет, а мимо проходит человек, останавливается и говорит вслух: моя оценка вам — 3).

Почувствовала себе этим проходящим человеком.Двум последним прочитанным книгам поставил тройки)

Флиртовал. Получил нежный отказ. Минуту спустя, подошла Цветаева, улыбаясь: Бунин флиртовал с Ариадной, не зная, кто она.
Прошли года. Ариадна в возрасте Бунина, с его томиком на коленях: она влюблена в него.

Почему-то вспомнилась твоя недавняя история по "Тёмным аллеям" Бунина. Чудесная перекличка)

Они обе следовали двум излюбленным мыслям Марины: любовь есть действие. Дружба — есть действие.

Это мне очень созвучно, не знала, что это мысли Марины.
Слова из письма Али к Ане, можно смело переадресовать тебе: -
"хорошо, что встретились со мной. Я многое вам расскажу и доверю". Ты продолжаешь их любовь-действие к Марине.
Твоим друзьям и всем, кто тебя читает, повезло, как ты пишешь о доверенном тебе.

Письма последних лет, пронзают бунинским ощущением щемящей красоты, от ускользания жизни и одновременно, тихой радости, как бы привставшей на цыпочки.. по-русалочьи...

Удивительно передаешь атмосферу писем и даже больше, много больше.
Спасибо тебе)
Рецензия твоя крылатая получилась, при этом крылья расправлены, она летит. В ней столько всего, что комментарием, сколько бы ни цитировала, хоть каждое твоё предложение, не отразишь всё, что ты сумел передать и тронуть в душе.
Или вы это сделали вместе с Мариной и Ариадной? Признавайся)


Это я тебе как мистик мистику говорю)

Улыбнула)
А ведь и правда, есть такие души, и среди тех кто жил раньше, и среди наших друзей, мест даже, которые силой какой то невидимой и сияющей гравитации влияют на нас и втягивают в свою орбиту. Это так странно..

Не знала об этом. Интересно в Тарусе сохранились дома подобные даче Цветаевых по времени постройки и стилю? Вроде бы там есть музей, связанный с Цветаевыми.

Остались, но вроде почти ничего.
А музей - это в доме Валерии.
Странная она была сестра)
Забавно прижилась с новой властью, в церкви устроила школу танцев для детей.
Меня поразил её уход из жизни. Аля изумительно это описала. Трагично очень. Там и безумие и мистика..
Пока она была в больнице, Валерия, в её доме оставили сторожа... а он был безумный, и стал тащить всё что не подвернётся, в том числе и Маринин шкаф, где она ребёнком читала книги ( в шкафу).
А у самой Валерии случилось рожистое воспаление ног.
Обратил на это внимание, потому как Мур в Ташкенте страдал этим же.
Любопытный факт. Значит что то семейное, по отцовской линии. К слову, тоже, проклятие русалочки: ноги..

почувствовала себя этим проходящим человеком.Двум последним прочитанным книгам поставил тройки)

Ну, книги бывают разные)
Ты хоть в нужную сторону проходила? Зная тебя, в нужную, нежную)

Викушка, спасибо тебе огромное за такое очаровательное и тёплое, домашнее.. наклон строки что то не укладывается в слово - комментарий)
За такое тёплое чувство прочтения и принятие. Ты знаешь как для меня дорого всё то что связано с Мариной и Алей, и что рецензии о них, это чуть больше чем просто рецензии.
Спасибо тебе, милый друг)


Какая бы прекрасная была у неё жизнь, если бы не революция!
Да:(

------
Поздравляю тебя, Саш, ты попал в топ:))


Да, если бы не революция...
Да если бы не Эфрон ещё.

Спасибо за внимание, Ксюш.


Ну, не стоит благодарности :)
Я, правда, была рада в топе тебя увидеть:)
Что касается Али, то там вообще, на мой взгляд, звёзды неудачно сошлись. Это люди погибшего мира.
Знаешь, я иногда задумываюсь, как вообще они жили.
Потом.
В этом мире?
----
Кстати, ты веришь в мистику?
В принципе?


Что касается Али, то там вообще, на мой взгляд, звёзды неудачно сошлись. Это люди погибшего мира.
Знаешь, я иногда задумываюсь, как вообще они жили.
Потом.
В этом мире?

Ох, звёзды.. если бы не Аля, Марины бы могла не выдержать раньше. У неё были попытки самоубийства не раз. С моста хотела сброситься в Париже.
Как и я.. ( не в Париже, правда).
Люди погибшего мира.. ты права. Помнишь как ты писала что время остановилось на той эпохе?
Вот я так же часто смотрю на современность, на моду, часто идиотическую в своей подражательности..
На днях замер перед экскаватором, словно современник Пушкина и смотрел на него как на что то немыслимое и жуткое.
А часто пугают машины. Словно в первый раз их вижу, и они похожи на что то бредовое тогда ( сказал это подруге, когда был за рулём, и она почему то напряглась)).
Помнишь стихи Блока - Страшный мир? Он прекрасный, но.. потом понимаешь: какая то крупинка перевешивает: он страшный.

Кстати, ты веришь в мистику?
В принципе?

Аля хорошо не верила в мистику.
Ходит по лесу, беседует с Мариной, Пастернаком.. а потом: я не верю в митиску.
Для неё это реальность, понимаешь?
Вот так и для меня. Причём я ужасно ревную, порой до брезгливости, когда кто то говорит об экстрасенсах, мистике бульварной и т.д. реинкарнациях всяких.
Кажется что они с радостью вскрывают ланцетом труп жизни, думая что до основ докопались. А там уже всё мертво. Схемы какие то и части увядшие.
Да даже если бы мистики не было, её стоило бы придумать. Даже чисто художественно: не может человек в этом безумном мире, где всё нарушает норму, мыслить логично и по линеечке. Так он в итоге предаст многое в себе, потому что в природе это заложено, а значит нужно чуточку вырваться из этого порочного круга природы, в любовь, вдохновение, дружбу..


Я не из праздного любопытства спрашиваю.
Просто хочу поделиться своей историей.
Предполагаю, что она может быть тебе интересной)
Интересно твоё мнение)


Буду ждать твою историю.


Спасибо. Это было трогательно. Прекрасно. Тревожно и Больно. И снова прекрасно.


Вы почти описали мою жизнь)
Спасибо за внимание и доброго вечера вам)


Я имела в виду не только эмоции от книги но и Ваше состояние души.
Благодарю за пожелание)


Саша, как же твоя душа настроена на тонкое восприятие стихов и жизни Марины и Ариадны! На про-живание и со-переживание... Потому и звучат рецензии очень личностно и глубоко эмоционально.

пока мы помним умерших — они живы.
Пока поэт и читатель смотрят на звезду в окошке страницы, умершую 200 лет назад — она жива и продолжает светить, и на страницу стиха со звездой может даже сесть мотылёк: свет этой звезды продолжается в наших чувствах.

Поистине это так. И Марина в это верила. И так и получилось: она для нас жива...
Спасибо за пронзительное эссе (именно так я для себя определяю жанр твоих удивительных рецензий). И за верность любимым темам и людям.
Доброй ночи))


Ой, только сейчас заметила, что обратилась на "ты". Это ничего?


Поистине это так. И Марина в это верила. И так и получилось: она для нас жива...

Мне Аля в последнее время несколько раз снилась.
Интересные сны. Расшифровать бы их..
Хорошо, что такие редкие книги Али издавать начали. Она этого достойна.

Спасибо за внимание, Лика)
p.s. Ничего страшного, разумеется, что на ты)
Можете так и в дальнейшем)
Тёплого вечера вам)


Спасибо))
Ну тогда и ко мне можно на ты :)


Александр, здравствуйте! Меня зовут Елена Толкачева, я редактор этой книги. Спасибо Вам огромное за такое удивительно тонкое вживание в ткань текста, за те переданные Вами чувства, которые вызывает книга.

Мне бы очень хотелось познакомиться с Вами лично.  Следующий год юбилейный для Марины Ивановны. Может быть, мы что-нибудь сделали бы с Вами вместе. Я есть на Фейсбуке. Если решите со мной связаться, то мой доб. тел. в издательстве 197.



Елена, это вам большое спасибо за такую замечательную книгу!
Как-то смутили вы меня.)
К сожалению, я не очень пригоден к тому, чтобы что-то творчески делать в группе, пусть и милой и для дорогого мне человека, кем безусловно является для меня Марина Цветаева.
Да и тут, на ЛЛ, я пишу больше по наитию, для узкого круга друзей)
Всего вам доброго и ещё раз спасибо вам за ваш труд!