Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 сентября 2021 г. 17:49

4K

3 А-а, в Африке горы вот такой вышины!

До сих пор с творчеством Трумена Капоте я не был знаком, но несколько рецензий друзей, написанных на эту повесть в конце прошлого и начале нынешнего года, заставили меня заинтересоваться книгой. И хотя я сейчас не очень-то расположен к чтению беллетристики, о чем я уже писал ранее, все же объем данного произведения позволил не прочитать его, а прослушать за одну, не самую долгую прогулку.

К Трумену Капоте я относился с некой опаской, причина которой целиком и полностью кроется в моем ассоциативном восприятии его имени. Я понимаю, что руководствоваться подобными ассоциациями - не самое умное дело, но и отказаться от них, если они уже закрались в голову, почти невозможно, так и приходится время от времени о них вспоминать.

Так вот, имя писателя у меня однозначно склонялось к фамилии одного из самых одиозных президентов США, того самого, который ради того, чтобы устрашить "Джозефа" Сталина, которого сам до припадков боялся, сбросил две атомные бомбы на японские города. А это значит, что я ожидал от писателя с таким именем имперской помпезности и глубокой внутренней несостоятельности.

Фамилия же рождала у меня самую настоящую дихотомию восприятия, с одной стороны появлялась наглая морда американского же гангстера Аль Капоне, а с другой - унылые городские пейзажи московской "камчатки" - Капотни. Вот такой симбиоз нью-йоркского Капоне и московской Капотни провоцировала в моем сознании фамилия "Капоте". Следовательно, я невольно ожидал от автора чейзо-чэндлеровских брутальных мотивов на фоне "жизненной" чернухи.

Надо сказать, что автор оправдал некоторые мои ожидания - чернухи хватало, Капоне тоже присутствовал в образе благообразного сидельца Синг-Синга, да и авторской внутренней несостоятельности, по крайней мере, в том безымянном образе, в котором автор выступил, было через край.

Но вот влияния Чейза и Чэндлера обнаружить не удалось, скорее, мелькали блики тех двоих авторов, имена которых всплыли во время первого разговора автора и Холли - Моэма и Хемингуэя. Да и кто в пятидесятые годы прошлого века из американских авторов был свободен от влияния "дядюшки Хэма"? Да, в стиле проглядывал Хемингуэй, в подходе - читалось "бремя страстей человеческих", но, на мой взгляд у "президента-гангстера" получилось "тех же щей, да пожиже влей".

Для меня Холли предстала неким вариантом Кармен наоборот. Та же легкость в общении с людьми, та же способность нравиться противоположному полу, та же необязательность и непосредственность. Но есть глобальное отличие, которое и делает этих довольно похожих героинь антиподами - Кармен нуждалась в любви, и любовь была для неё самой большой ценностью в жизни, а Холли в любви не нуждалась от слова "совсем".

И если Кармен предает своего Хосе ради другого, то Холли предает всех и вся только ради себя самой, ради какого-то эфемерного будущего, которое её ждёт то ли в Бразилии, то ли в Африке, то ли вообще у черта на куличках. Ведь в её жизни была настоящая любовь - её любил Док, её любил молодой писатель, в конце концов, по своему, по-кошачьи, но её любил кот. Однако Холли отказалась от них от всех.

Хорошо, с Доком можно списать на то, что, когда она вышла за него замуж, она была еще совсем ребенком, а с писателем, чувства которого она не может не видеть, спишем на то, что насильно мил не будешь, а котом пришлось пожертвовать ради списка бразильских миллионеров. Вот эта душевная слепота - неумение любить, и неумение определять главные жизненные ценности и есть ахиллесова пята этой девушки.

Многие пишут о том, что сначала Холли предстает довольно неприятной личностью, но потом отношение к ней меняется, когда начинаешь её "понимать". Это естественно, ведь мы наблюдаем за Холли глазами влюбленного в неё писателя. И тут неважно, за что он её полюбил, на этот вопрос настоящего ответа никогда не бывает, а из тех, что приходят на ум, лучшим кажется "любовь зла, полюбишь и козла", правда, в данном случае - козу. Однако, ирония в том, что это Холли по-дружески, потому что "любовно" сказать язык не поворачивается, называет своего друга "козликом". Но и тут соглашусь, что "козлик" это далеко не "козёл".

Но дело в том, что автор, испытывающий симпатию к своему герою, всегда передаст эту симпатию и читателю. Так что мы не к Холли начинаем её испытывать, а к тому образу Холли, который пытается нам навязать автор. Ведь, если вдуматься каждый автор либо прокурор, либо адвокат своих "героев".

Встречались мне и утверждения, что Холли идет по жизни без маски, а мне показалось наоборот, что Холли только и делает, что ходит в маске. Её цель - привлекать и производить впечатление, и она привлекает и производит впечатление, её непосредственность используется ею довольно расчетливо. Мне почему-то вспомнилась книга психолога Леви "Искусство быть другим", в которой он учит закомплексованных девушек быть непосредственными, предлагая им сказать кавалеру, вниманием которого они супер-дорожат: "Ой, подожди меня тут, мне надо сбегать пописать". Ну чем не Холли?

Холли хорошо ориентируется в законах социума, но интуитивно, что позволяет ей верно выбирать тактику, но она постоянно попадает в стратегический просчет, а все потому, что она не знает такой простой вещи, что внешний успех не тождествен внутренней удовлетворенности, поэтому в погоне за внешним - завтраком у Тиффани, например, - она упускает самое ценное. Хотя, об этом я, кажется, уже говорил.

Насчет того, что Холли "идет по жизни смеясь" и "плачет по ночам", я бы тоже поспорил. Она не смеется, а делает вид, а насчет ночных рыданий, это, скорее, к "девушке Прасковье из Подмосковья", а не к Холли. У неё очень высокий порог душевной боли, по большому счету её ничем не пронять, она очень быстро переключается, догадываясь, что если она может легко поступиться интересами других ради собственных, так и у других есть на то право.

Холли очень активна и деятельна, но вся её деятельность направлена на то, чтобы как можно удачнее пристроить собственную инфантильность, вот такой противоречивый симбиоз получается. Поэтому она так легко позволяет себя обмануть, точнее, всегда готова к самообману, но когда он обнаруживается, ни бегство того, кто номинально числился "любимым", ни потеря ребёнка, не вызывают душевного потрясения или катарсиса. Холли уже отряхнулась от "вчерашних" обстоятельств и готова к новому сету борьбы за ускользающий успех. В этом и сила её и слабость, она практически непотопляема, но зато остается игрушкой ветра и волн, которые швыряют её куда придется.

И еще, как мне показалось, этой повестью Капоте провозгласил грядущий кризис американской мечты - разбогатеть и быть счастливым. Как ни пытается Холли воплотить эту мечту в жизнь, у неё ничего не получается, и тогда девушка увозит "американскую мечту" на экспорт, сначала - в Бразилию, в надежде влюбить в себя тамошних миллионеров, но, видимо, с бразильскими нуворишами не сложилось, и мы узнаем, что она оказывается в Африке. Ну что же, в Африке широкие реки и высокие горы, а еще крокодилы-бегемоты и какие-нибудь местные плантаторы.

Холли так и осталась в некоторой степени ребёнком, эгоистичным и даже жестоким к тем, кто её любит и заботится о ней. Хотя, казалось бы, она рано повзрослела, рано прошла через жесткую жизненную школу, но процесс взросления где-то дал сбой - внешняя мишура навсегда осталась для неё важнее внутреннего содержания.

o-l.jpg
02:14

Хочу поблагодарить авторов рецензий, заставивших меня написать всё это. В порядке появления этих рецензий:
Zhenya_1981 Секс, наркотики и ... Пастернак
Tin-tinka Тонкая штучка
Ludmila888 Она идёт по жизни смеясь...

Комментарии


Сергей, приятно, что наши рецензии поспособствовали знакомству с автором)Необычно, что у меня тоже имя автора перекликались с теми же персонажами, только без Капотни)

А вам не было жаль Холли,после того, как узнали про ее тяжёлое детство? Вот у меня Док вызывает отвращение, помочь ребенку разве нельзя без брака, у него ведь дети ровесники Холли. Он ее описывал чуть ли не как Лолиту, видел в ней женщину, продолжал растление малолетней под видом доброго дядюшки.
По мне не удивительно, что она от него сбежала, благодарность благодарностью, но для замужества этого маловато


Спасибо за отзыв )
Да, безусловно, её жаль... Но что касается брака с Доком, она же могла и не согласиться, он же не брал её силой. И из текста мы знаем, что "таинство" между мужчиной и женщиной уже не было для Холли тайной, хотя тех, а не того, кто был до Дока она даже считать не стала.
Так что Холли сознательно продалась, и, как мне кажется, уже тогда знала что всего лишь сдает себя в аренду. А осуждать Дока, который на поверку оказался даже наивнее Холли, я бы не торопился, это же еще кондовая одноэтажная Америка, там такие ранние браки вполне в порядке вещей, как, впрочем, и в кондовой России или кондовом Туркестане каком-нибудь )


А ещё из текста мы знаем, что они с братом голодали (так что зубы еле держались), побирались и крали, были сиротами, жившими у плохих людей. Конечно, она купила своим телом им мирную жизнь у Дока, как возможно и раньше продавала себя (а может и не согласия не требовалось, можно ведь и силой взять)

Вот поэтому и мерзок Док, он добряк и даже животных жалеет, а девочку по-человечески пожалеть не может, увидеть в ней побитого жизнью ребенка, а не Женщину, которая "обещалась быть женой и матерью". Но это лично мое восприятие, конечно :)


Я прекрасно понимаю, что ты хочешь сказать, и ты абсолютно права с сегодняшних позиций. Но я, извини, историк, и не могу подходить к человеку из другой эпохи с сегодняшними моральными лекалами. В рамках своего времени и социальной группы Док вполне себе нормален и предсказуем.


Трумену Капоте я относился с некой опаской

объяснение причин чуть не убило меня :)

Холли в любви не нуждалась от слова "совсем"

мне почему-то казалось, что она как раз очень нуждалась в любви, но боялась показывать это. Мало того, она так торопится как ты говоришь "отказаться от них всех" только чтобы не оказаться в ситуации, когда кто-то откажется от неё. Поэтому она ищет всё новых и новых знакомств и отношений. И смерть брата была для неё настолько болезнена потому, что он единственный, кто не мог отказаться от неё (=разлюбить).

Холли только и делает, что ходит в маске.

все ходят в маске. Но у Холли она одна и уже как-то приросла и прижилась

учит закомплексованных девушек быть непосредственными, предлагая им сказать кавалеру, вниманием которого они супер-дорожат: "Ой, подожди меня тут, мне надо сбегать пописать"

да, похоже на Холли :)

Холли так и осталась в некоторой степени ребёнком, эгоистичным и даже жестоким к тем, кто её любит и заботится о ней.

и к себе тоже.

Спасибо, Сергей. Очень интересно


То, что тебя чуть не убило, было хорошо замаскированной шуткой. Надеюсь, она удалась.)

По поводу того, что "она отказывается, чтобы не оказаться" прозвучало, извини, не очень убедительно. Конечно, можно нечто подобное додумать, но это будет уже читательской дорисовкой. Из текста этого не следует.
Да и новых знакомств и отношений, как мне показалось, она не очень-то ищет, она в поисках качества, а не количества. И ей нужно не качество отношений, иначе бы писатель взял Бинго, а качество в плане обеспеченности и стабильности.
Что касается смерти брата, честно говоря, я не нашел в тексте какого-либо маячка, чтобы оценить насколько болезненной была для Холли его смерть.

Насчет того, что у Холли только одна маска тоже не уверен. Элементарная поведенческая психология утверждает, что каждый человек ведет себя по-разному с разными людьми. И Холли не исключение, с автором, подружкой Мэг и Жозе она ведет себя совершенно по-разному, там разные маски.

Да, и к себе жестокой тоже. А причина в том, что, как я уже говорил, у неё очень высокий порог душевной боли. Курпатов в одной из своих книг описывает пациентку, которая постоянно билась башкой о дверь шкафчика над кухонной мойкой, семь сотрясений мозга заработала, но перенести шкафчик даже не догадалась, потому что у неё был очень высокий уровень восприятия физической боли. А у Холли нечто подобное с душевной...

Спасибо, что отметился, всегда рад )


но это будет уже читательской дорисовкой. Из текста этого не следует.

Ты же сам говоришь, что рассказчику доверять нельзя. Приходится дорисовывать


Спасибо за благодарность, Сергей! )

Насчет того, что Холли "идет по жизни смеясь" и "плачет по ночам", я бы тоже поспорил. Она не смеется, а делает вид, а насчет ночных рыданий, это, скорее, к "девушке Прасковье из Подмосковья", а не к Холли.

Ну, конечно, Холли лишь делает вид, а смех её поверхностный и наносной. Но во время панических атак (когда она "лезет на стенку") все маски слетают, от веселья не остаётся и следа. И эти её тревожные состояния, о которых мало кто знает, на мой взгляд, вполне сравнимы с плачем по ночам (слова из песни Макаревича вряд ли стоит понимать буквально). Ведь спасения именно от этих своих психических проблем она и ищет у Тиффани. Более того, сам завтрак у Тиффани стал её навязчивой мечтой-идеей и даже прокрался в название повести. )


А панические атаки случаются потому что всё никак не удается определиться по жизни и получить вожделенное право завтракать у Тиффани - круг замкнулся...


Заколдованный круг... )


Да...
Посвященные в курсе, что этот круг всегда приводит к Антону Павловичу )))


Ну, да, все дороги ведут ... к Чехову. )


Значит одна я осталась, кто Тиффани не читал.
К рецензии придется вернуться позже.:))


Наверное, ты просто никогда не завтракаешь, как и я.
Или, наоборот, любишь завтраки? )


Попала в яблочко!))) С утра не могу есть совсем, если позавтракаю - я вялая, я должна хорошенько поработать, чтоб с удовольствием поесть.
Поэтому начинаю трапезничать после 12-13.:))


Придется читать, мы будем ждать)


Обязательно прочитаю, обещаю!:))


Обязательно прочитаю

только после 12-13. А то получится ругательная рецензия, как у Сергея. :)


У меня не ругательная рецензия, а... ... ... скептическая... )


)) Очень смешно про Аль Капоне с Капотней)

Очень на это надеялся )


Вот и добралась, я до рецензии, я честно, её не читала, пока не ознакомилась с книгой.
Да, такое же впечатление, что процесс взросления дал сбой.:)
Это так увлекательно, прочитать рецензии друзей именно после прочтения книги и составления своего отзыва, что называется сразу по горячим следам.
У всех суперские рецензии!!!


Спасибо. Прочитал твою рецензию - оставил свой автограф... )))


Да, Барсик приходил!:)


у меня фамилия автора ассоциировалась с капотом автомобиля, у вас поэтичней будут ассоциации)