Больше рецензий

28 января 2013 г. 23:48

1K

5

Ииии, восторги-восторги-восторги-восторги, как он крут, как он крут, как он крут, ииии!
А теперь, если немного отойти от восторгов: собственно, речь в этом исследовании идёт даже не сколько о литературе, сколько о взгляде на про проблематику Добра и Зла вообще. Но - на литературных примерах, причём весьма убедительных. Собственно, Батай не сколько рассказывает о предполагаемых авторами концепций произведений, сколько говорит о том, как лично он видит Добро и Зло - а видит он их весьма своеобразно.
Довольно интересно то, что уже в предисловии Ж.Батай пишет о своей книге следующее: «Буря - это основное понятие, смысл этой книги». И, по сути, этим можно было бы и ограничить пересказ «Литературы и Зла»; впрочем, Зло, в интерпретации автора, связано не только со стихийностью, но с иррациональностью вообще.
Иррациональность лежит в корне Зла; мир Добра - это мир разума, это мир исключительно христианский – тогда как христианство как раз и отличается от большинства религий своим рациональным началом. Это мир взрослых – на это указывается не единожды, и, пожалуй, именно эта тема является основной во всех указанных в исследовании статьях. Противостояние и взаимовлияние Добра и Зла – это не сколько противостояние жизни и смерти, мира детства и взрослых – это, скорее, характеристики аполлинийского и дионисийского начал. Интерпретация понятий Добра и Зла Батаем относится, скорее, к пониманию мира вообще, нежели конкретно к литературе; литература – это примеры и материал, дающий возможность наиболее точно доказать ту или иную мысль, идею, связанную с раскрытием этих понятий.
Интересно то, что Батай не связывает Добро и Зло с этикой; более того, в статьях «Бодлер» и «Жене» он открыто дискутирует с Сартром, упрекая того в связывании проблемы нравственности с проблемами этих категорий, что делать, по его мнению, не стоит. Добро и Зло не относятся к вопросам нравственным, и в особенности это раскрыто в статье «Бронтэ», где исследователь говорит о природе Добра внутри Хитклиффа, человека, ставшего на сторону Зла в борьбе с собственным (и не только) Добром же.
Зло – это порок не от «головы», не от корысти, не от рациональных соображений, но от страсти. Зло становится таковым лишь тогда, когда преступает непреступаемое – и имеются в виду вовсе не законы социума, но законы более высшего порядка (в том числе божественные, не просто религиозные). Зло нерационально потому, что связано с детским немотивированным поведением. Поэтому смерть и «разрыв» - его атрибуты, которые возможно преодолеть только лишь благодаря детской же беспечности, каким-то образом сохранившейся и при этом преломлённой во взрослом сознании персонажа и/или общем устройстве художественного мира автора…

Но написано оно могло быть и менее заумно; впрочем, то литературоведение-философия, а это накладывает свой отпечаток, увы.