Больше рецензий

DarkGold

Эксперт

Да я простой чернобыльский мутант!

31 августа 2021 г. 23:25

294

5 «Отец мой умер! Гевестон, приди и раздели с любимым другом власть…»

Напишу сразу и о прочитанной пьесе Марло, и об её одноименной экранизации (просмотренной раньше, чем была прочитана пьеса) – фильме 1991 года.
Фильм (или, скорее, телеспектакль) мне понравился и даже очень. Несмотря на артхаусность и осовременивание костюмов и декораций, которые мне в экранизациях классических пьес заходят далеко не всегда (точнее, заходят примерно через раз – одна экранизация на пятёрку с плюсом, следующая на кол с минусом, и снова по кругу). И несмотря на то, что пьесу для экранизации, похоже, довольно-таки сократили – но при просмотре купюры незаметны, и это главное.
Очень жаль, кстати, что нигде нет экранизации 1970 года. По постеру мне показалось, что она, в отличие от просмотренной мной, не модернизирована, а я бы с удовольствием посмотрел эту пьесу в классических декорациях.
После просмотра фильма я захотел прочитать собственно пьесу – и нашёл у букинистов полное собрание Марло в одном томе, украденное (?), судя по штампу, из советской библиотеки. Ну да ладно; с тех пор непохоже что вообще переиздавалось, и кто бы ни украл (если украл, а не просто библиотеку закрыли), а я купил честно.
Да, пьеса тоже очень понравилась. И прочиталась очень легко и быстро – должно быть, ещё и перевод был хороший.
В пьесе, кстати, Гавестон не производит такого неприятного впечатления, как в фильме – где к его образу добавили пошлости и мерзкого обращения с королевой (да, Тильду Суинтон в роли Изабеллы стоит отметить особо: очень хороша).
Но фильм всё равно получился хорош. В нём, кстати, подосланный к Эдуарду убийца в итоге отпускает его (поцеловав перед этим в губы) – а страшная и мучительная казнь, на которую Марло только намекнул (не решившись, видимо, описать прямо – но у него, в свою очередь, Эдуарда всё-таки убили), остаётся только сном низвергнутого короля. Что ж, почему бы и нет – учитывая, что слух о выжившем Эдуарде действительно был (хотя я в него не верю – а вот в страшную казнь, честно говоря, верю, вполне она сходится с суеверным страхом пролить кровь богоизбранного короля и одновременно с желанием добавить ему мучений перед смертью).
В общем, да, пьеса хороша очень и очень. И экранизация, несмотря на своеобразность, тоже получилась достойной. И казнь Эдуарда, хоть и оказавшаяся там в итоге его сном, снята очень хорошо и впечатление производит действительно страшное.
Итог… а какой итог? Король Эдуард хотел любви. Но не с королевой, а с Гавестоном (а позже – с Диспенсером; здесь – Спенсером).
И не подумал о том, что с королевой стоило бы хотя бы получше обращаться – если уж любви не сложилось.
А королева из жаждущей любви, одинокой и отчаявшейся женщины постепенно превратилась в чудовище. И, в свою очередь, оказалась покарана уже собственным сыном.
Кстати, юного Эдуарда Третьего – внезапно наряженного в серёжки – в фильме тоже стоит отметить.
И любовные моменты Эдуарда с Гавестоном получились хороши.
«Слушай пластинку, смотри картинку». Читай пьесу, смотри фильм.
картинка DarkGold