Больше рецензий

Magical_CaNo

Эксперт

Эксперт в снобизме

29 августа 2021 г. 18:32

316

4 Смерть как маркетинг

В кино, музыке, литературе мы часто натыкаемся на такое явление как смерть. Для нас это что-то повседневное. Смотря крутой боевик, мы привыкли видеть, как главный герой расстреливает целые отряды врагов. И это не вызывает в нас никакого ужаса или страха перед неизведанным. Мы не думаем о том, что это были живые люди, что у них была своя судьба, семья, что они мечтали кем-то стать и мыслили точно так же, как и мы. Но когда-то люди относились к этому по-другому. Некоторое время тема смерти была даже своеобразным табу в искусстве. Но спустя века всё изменилось. И Диана Хапаева в своей работе "Занимательная смерть" изучила эту культурную эволюцию.
Книга интересна не только лишь этой тематикой. Каких-то размышлений о природе человеческой смерти вы там не найдёте. Автор перечисляет философские направления, анализируя их отношение к умиранию и человеческой жизни, но не углубляется в подробности. В работе больше анализа популярных книг и фильмов. В частности, огромная глава о Гарри Поттере. Уникальном феномене в детской литературе, изменившем отношение к подобным книгам. О своём мнении о Роулинг я бы поговорил отдельно, потому что Поттериана невероятна проста, но интересна. Она создана по готовым формулам и заготовкам, но с уникальным подходом к подаче.
Диана Хапаева вдалась в анализ крупного культурного пласта человечества. Ведь наше восприятие смерти действительно сильно изменилось. В 19 веке смерть любого персонажа была трагична и ужасна. Даже если такое присутствовало в литературе, оно оформлялось как необходимое действие для размышлений автора о природе смерти. А сейчас вы включаете телевизор и в любом фильме можете столкнуться с этим. И вас это нисколько не пугает. Затрагивают лишь смерти главных персонажей, которых раскрыли как людей, а не марионеток на фоне.
С другой стороны, анализ Поттерианы показался мне больше собранным из своих мыслей и идей, которые не совсем перекликаются с тематикой исследования. Автор высказался о том, что сам Гарри может страдать психическими заболеваниями, а Воланд-де-Морт — быть его вторым Я. Но это лишь теории. Главное, что Роулинг переосмыслила смерть в детской литературе, что до этого было неким табу. Начиная с 4 части книги и фильмы наполняются мрачной атмосферой, сменяя даже цветовую гамму. Главным героям приходится столкнуться с тяжёлыми перипетиями судьбы, лишиться своих друзей, а сам Гарри напрямую узнаёт, что такое смерть.
Книга не подойдёт тем, кто хочет рассмотреть проблематику смерти и её природу, но это интересное чтиво просто для себя.
Ваш покорный слуга, Сатин.