Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2021 г. 12:54

2K

3 Разговоры мужчин среднего возраста о психологии, сексе и польском кино

Надо сказать, что из стран восточной Европы с какой-то сексологической школой больше всего повезло именно Польше. Начиная с такого значимого имени как Збигнев Лев-Старович ( его книга просачивалась в СССР даже во времена того самого СССР, а когда в 1991-м её издали большим тиражом — это произвело фурор. У многих до сих пор хранится), и заканчивая тем, что поляки школу не профукали, а более того — стали активно работать с ней и развивать её. В результате уже сейчас можно сказать, что в Польше функционирует целая сексологическая школа (в институциональном смысле, разумеется), а количество польскоязычной литературы на эту тему заставляет Россию позеленеть от зависит. И это, надо сказать, в ультрарелигиозной стране. Вспоминая мытарства профессора Игоря Семеновича Кона в России, когда он вынужден был отбиваться то от защитников детей, то от православных — начинаешь даже немного завидовать польскому отношению к этому делу.
Перед нами, конечно, никакая не книга про пенис — обложка сделана чтоб завлечь читателей, интересующихся темой. Перед нами классический «101 вопрос к сексологу», только построенный не так топорно, «в лоб», и даже не как интервью, а как диалог двух друзей, из которых один не сильно глупее другого (обычно такие вещи строятся как беседа с заведомо оглуплённым оппонентом).
Мне эта книга напомнила знаменитую Библию секса (писал о ней здесь) — это примерно такой же ход. Заманить читателя «броским» заголовком, и под этим соусом подсунуть ему тракта по сексологии, который он (читатель), вероятно, никогда не прочитает сам. Здесь нет никаких «прорывных» фактов, и сомневаюсь, что книга выходит сильно за рамки каких-то учебников по сексологии (впрочем, и не должна), но здесь есть куда большее — доверительная интонация между автором и читателем, и попытка доказать — все хорошо. А даже если не хорошо — то это лечится.
Наверное, на этом сущностные особенности книги можно и закончить — правда остались еще стилистические. В книге очень чётко видно, что авторы поляки:
1. Бесконечные апелляция, подчас даже стёб в отношении церкви. Видимо, у Польши этот вопрос стоит очень остро, и там реальный водораздел;
2. Бесконечная апелляция к польской культуре, кинематографу и пр. Книга в некотором смысле «националистична», правда прежде всего потому, что она не «мультинациональна» в современном понимании. Автор не скрывает, что пишет прежде всего для поляков, и с этим приходиться смириться при прочтении — библиографию на русский язык никто переводить не собирается, да и множество фильмов, которые здесь упоминаются, мало кто видел за пределами Польши.
Ну и понятно, что книгу нельзя ограничить только сексологией. Понятно, что это не книга про пенис, и даже не про секс в целом — она про человека, и несет в себе всю совокупность психоаналитических приёмов, которые бы заставили Фрейда прослезиться. Это небезынтересно, и, думаю, многим понравиться — но мне было скучно на этом аттракционе.

Комментарии


Что означает словосочетание "сексологическая школа в институциональном смысле"?


В смысле, что школа не как отдельное здание или организация, а как институт, школа в научном смысле. Как школа славистики или египтологии.

Чаще пишу на своем ТГ-канале под названием Дневничок. Подписывайтесь.