Больше рецензий

Melkij_Parazit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (О да, эксперт! Все вздрогнули!))

16 августа 2021 г. 20:56

938

2.5 "на дно океана с кучей психопатов-посттравматиков"

Взялась за роман Питера Уоттса с большими ожиданиями. Во-первых, об авторе много говорят. Во-вторых, и сама тема - подводная нучная фантатстика - вызывает интерес. В-третьих, давайте вспомним научные степени самого автора и широту его интересов... В общем, было чего размечтаться.


Сюжет: Рядом с разломом Хуан де Фука стоит станция "Биб", цель которой - обслуживать огромную энергостанцию. Персонал базы состоит из психически больних людей, которые якобы те самые парни и девчонки, нужные для работы на глубине 3 тыс метров, чудовищном давлении, маленьких помещених, узких коридоров и отсуствия дизайнера при проектировании жилых помещений ( о ужас!!!!!). Львиная доля романа повествует о сосуществовании "психопатов-посттравматиков" (цитирую автора) и влиянии на них океана за стенами базы.


Впечатления: Знаете это чувство что вот в "Спокойной ночи, малыши" тебе вряд ли покажут БДСМ-оргию? Да вообще любое такое-этакое... Ну, концепция передачи как бы обязывает... Накладывает, так сказать, ограничения...


О чем сейчас точно не напишут в романе жанра НФ, если он запланирован как коммерчески успешный проект? Это точно не будет производственный роман. Ну вот не модно. Ручной труд, знаете ли, нынче ценится только в том случае, если это аляповатые салфеточки из старых трусов, которые сшила среднестатистическая домохозяйка. Потому что апсайклинг - сейчас модно. А производительный труд -  нет.

И скорее всего, это точно не будет история какого-то невероятного открытия. Фантастика, которая как жанр родилась из желания достичь и изучить звезды, морские глубины, горные вершины, другие планеты, реальности и пр., становится каким-то клаустрофобно-интровертным.

Так что правильный ответ - в романе по-любому будут психи, коварные мегакорпорации, богатый внутренний мир и главная героиня женского пола... Изнасилованная в детстве главная героиня. Не, ну а иначе "глубокий внутренний мир" не получится. Автор, может, гидробиолог и психолог-любитель, но не Достоевский. И если сам образ выпуклым и живым не получается, то есть рецепты, действующие почти безотказно - бедная, всеми обиженная главная героиня... (а в глазах дрожит слеза...).


Вот да, давайте поговорим о том, КАК написан роман Уоттса. "Морские звезды" - это не плохой роман. В достоинствах у нас интересные научные идеи автора, что уже немало. Психологичесике портреты героев-психов, которые отличаются от привычного "он всЭх зарЭзал потому что ку-ку" на целую библиотеку проштудированной спецлитературы. Атмосфера. Интрига... Но... Но. Тем не менее, ПОВ у нас фактически один. Второстепенные герои, как и главная героиня романа, не раскрыты в должной мере, чтобы вызывать сопереживание. Можно довольно точно определить какой у определенного героя диагноз, но различить этих самых героев уже не получится. Я молчу про сопереживать, волноваться, сочувствовать... А если герой тебе не интересен, то "глубокий внутренний мир" (на который у автора, увы, не хватает таланта) можно не показывать.


Психология героев? Давайте подумаем, вы верите что 5 человек в замкнутом пространстве не устраивают кучку-драчку за звание самой большой лягушки на болоте, а дружно как один трудятся на всеобщее благо? Я - нет.


В общем, как только я поняла,что  мне в очередной раз на голубом глазу втирают, мол, богатые дяди снова собрали психов, засунули их в рукотворный объект, стоящий немеренно бабла, и теперь ждут когда вложения в эксперимент окупятся сторицей и принесут золотые горы... У меня в очередной раз задергалось левое веко а перед глазами в полный рост предстала расчлененка... (Ну да, хотелось бы... Но автор, как оказалось, - против). ( и тут - непруха...!).


Ну и заговор мегакорпораций... Это конечно мега-супер-оригинальный ход, все еще не успевший надоесть в 100500-й предпоследний раз... И ты понимаешь, что вот сейчас начнешь смачно зевать. Да-да, от мегакорпораций одно зло. Ату их, ату... Но вы тут без меня, а у меня глаза от скуки закрываются...


Я как бы не собираюсь рассказывать автору как ему писать. Я понимаю что между "лайт-НФ" и Уоттсом я скорее выберу Уоттса - у него интересные идеи... Но неужели даже докторская степень не может быть индульгенцией для создания более оргинального сюжетно романа и создания вменяемых, интересных персонажей, а не очередных фриков? Я не увидела за коньюнктурными героями интересной главной идеи романа. Жаль...

Стена, из которой мы выходим, превращена в панно - на всю ее огроменную площадь нанесено граффити. Наивное, яркое, слащавое: улыбающиеся смуглые богатыри с квадратными подбородками и мыльными пузырями на головах, арийские самки в серебряных комбинезонах, смеющиеся дети с умными взрослыми глазами, легкие прозрачные небоскребы, а над ними - перетекающее в синий космос безоблачное небо, в которое стартуют десятки белых кораблей-«Альбатросов», изготавливаясь, видимо, прыгнуть через межзвездное пространство к другим мирам, покорить их и навести туда мосты с битком набитой счастливыми человечками Земли.Между небом и космосом - многометровыми буквами название этой румяной утопии: «БУДУЩЕЕ».

Черт знает, когда это все намалевали. Давно, наверное, - раз еще рисовали, а не пустили на стену проекцию или не поставили экран. Раз тратили еще краску на изображение детей. Наверное, очень давно, раз еще верили в освоение космоса. Зато точно ясно, что с тех самых пор, как эту идиллию тут начертали, не чистили ее ни разу - так что теперь граффити покрыто коричневатым слоем копоти и жира, словно картины средневековых мастеров. Небо посмурнело. Люди, заламинированные в жир, выглядят нездорово: скалятся желтыми зубами, таращат желтые белки глаз, и радость их кажется натужной, словно в концлагерь приехал фотограф из газеты и всем велел улыбаться.

Занятно. Модели, которые позировали художнику столетия назад, наверное, ничуть не изменились с тех пор. А их изображения потускнели, закоптились, растрескались. Портретам время не идет на пользу, это еще вечный юноша Уайльд подметил. А нам на время плевать. Мы временем не болеем.

Выход из лифтовой кабины устроен там, где на стене нарисован последний не взмывший еще в космическую синеву корабль, и обыгран он в меру фантазии автора: двери лифта - люк межгалактического челнока.

Так получается, что вылезаем мы в устаревшем БУДУЩЕМ из корабля, который так и не полетел к дальним звездам. И правильно, кстати, сделал. Не хера там ловить.

o-r.jpg

Комментарии


классная рецензия!


Отличный текст, Ир.