Больше рецензий
14 августа 2021 г. 21:41
5K
5 Научиться дышать
РецензияНелегка ноша печати избранности детей Израилевых. Новорождённый, с первым вдохом, впитывает многовековое монументальное наследие праотцов, определяющее синусоиду его сердцебиения до последнего выдоха. И как бы тяжело не было – пытайся совладать с искушением дышать глубже, ровнее, легче. В этом мучении и есть смысл очищения. Но Дебора Фельдман мыслила несколько иначе. Она рискнула научиться дышать самостоятельно.
Тема запретного мира еврейского народа, а, тем более, непосредственно, его ортодоксального движения хасидизма, волнующе-печальна. Я знакома с особенностями жизни данного религиозного течения со времён учёбы на истфаке, а также из художественных произведений авторов начала ХХ века – братьев Зингер. Но эта книга формирует представление о внутреннем наполнении именно современного мира хасидов. И оно весьма впечатляет.
Дебора Фельдман разворачивает полотно сугубо личной жизни в контексте особенностей существования сатмарской общины хасидов в США. Обнажая душу, автор, без намёков и двузначностей, открыто и искренне обозначает проблему возникновения внутренних стойких стремлений на фоне предопределённости своей жизни с помощью незыблемых истоков. Завораживающе запредельный, вольный мир нееврев, их соблазнительное литературное творчество как воплощение иллюзий сладкой свободы, щемящее желание быть самой собой пугающе влекут Дебору с детства. Суровая регламентация всех отраслей человеческого существования, слепое покорное следование Торе, Галаху, кашруту, ортодоксальная экзальтированность и т.д. душат автора и заставляют мечтать о невозможном с раннего детства. Но так ли невозможно то, что позволяет дышать?
Книга живая. Читая, ощущаешь её, как отдельный организм, потому что написана она полностью изнутри. Ненавязчиво скользя, вкусы, запахи и звуки создают предпосылки для погружения в атмосферу еврейского дома…Следуя по возрастным плоскостям рядом с автором, кажется, невольно становишься соучастником всех действий. Здесь и чопорное, замкнутое детство в еврейской школе для девочек и яркие колоритные зарисовки семейных религиозных праздников, пробуждение вкуса страсти к литературе, первые болезненные столкновения с миром мужчин, долгое познание себя как женщины, специфический свадебный обряд и особенности существования мирка женщины, жены... Почему «мирка»? Потому что женская жизнь здесь следует маленькой, тусклой звёздочкой подле огромной сияющей луны жизни мужской…
Я осталась под огромным впечатлением. Книга потрясла. Конечно, я была готова к подобному, но мысль о происходящем в контексте ХХI века меня ошеломила. Я понимаю, что исторически культурно-духовный пласт иудаизма зафиксирован на подкорках так глубоко и крепко, что это не образ жизни, а её едино возможный способ. Но я не ожидала такой дикой картины в столь кипящем новизной столетии. Чего стоят только ранние браки, к тому же, без предварительного знакомства... Или запрет на светское образование, особенно, для девочек… Или то, что непосредственно от раввина женщины периодически получают одобрение на секс с собственным мужем... Или то, что все художественные книги, допущенные к системе образования, вымараны блюстителем нравов и исковерканы по смыслу… Или то, что женщине следует размножаться быстрее и активнее, но прятать свою вопиющую беременность… Или то, что женщина, мучаясь, терпит предродовые боли, потому что в шабат негоже перемещаться… И то, что дети растут отрезанными от пульсирующего мира, они не готовы к современной жизни, а Тора явно не даст точные ответы на все практические вопросы… А как защитить минимальные права женщины или ребёнка в семье ортодоксов?.. Как быть с педофилией и гомосексуальностью среди хасидов?.. Об этом Тора тоже молчит. И, при этом, я не упоминаю о менее весомых деталях, а Фельдман без зазрения совести вскрывает массу страшных и странных эпизодов из жизни своей общины. И везде запреты. Здесь запреты на запретах и под запретами. Задохнуться легко даже от одного чтения… И это всё удушает и угнетает свободную душу автора, которой мало жить по строгому предписанию Книге книг. Ей хочется жить по, возможно, слишком витиеватому и совершенно нечёткому плану, но написанному собственной рукой. И она рискнёт научиться дышать. А читающий по-новому оценит своё глубокое и лёгкое дыхание. А, может, тоже почувствует желание начать дышать с ноля.
Комментарии
Неожиданная книга, Ань.
И какой чудесный тон начала рецензии..
Нравится сами рельефы твоих мыслей)
А так и бывает: крылья растут в тесноте и жаждут свободы, желая прорвать всё и вся, не замечая и тела и мира.
Ох, это такая грустная.. да что там, часто - чудовищная тема.
А если взглянуть на иные восточные страны.. там не звёздочка а - искорка от затушенного в ночи костра.
Ань, а ты замечала, как в мире вообще неравномерно, словно их плохо перемешали, смешаны разные столетия?
Ранние браки без знакомства.. иной раз посмотришь на некоторых молодожёнов, и думаешь: они ведь ничерта не знают друг друга. Грустно..
Как же здорово сказано: дышать с ноля..
p.s.
Кошмар... а ведь это в моральном плане меняет что то в Раввине, он становится как бы негласным и тайным соучастником "действа".
Интересно, как у таких людей с тщеславием? Если лети рождаются по воле бога, по их мнению, то они.. этой волей своей - проводники воли бога?
Ань, спасибо за прекрасную рецензию!
Яркого дня и вечера тебе, свободного во всех отношениях)
Саш, замечала, конечно, и отмечала, что довольно часто такие миксы рождают странные или даже невообразимые последствия. Увы, не всегда лёгкий налёт прошедших эпох украшает внутренний фасад современности.
Ох, а потом следует последний минорный аккорд судьбы: обоюдное отторжение душ, рвущихся на волю из плена непонимания… Печально. Но в данных случаях людей объединяет хоть какое-то минимальное притяжение. А у хасидов и права сердечного выбора не имеется и первое знакомство молодожёнов происходит под неусыпным бдением толпы родственников и, к тому же, за пару месяцев до свадьбы. Всё предрешено. Можно сойти с ума... Хорошо быть нееврейкой, это всё мне не грозит.)
p.s.
Эта тема меня вообще повергла в шок, честно говоря. В отношении сексуальной жизни тут, конечно, колоссальный размах сумасшествия… А, если ещё учитывать упомянутые автором ужасные нюансы процедуры благословения на секс… Аж мерзко. Ты прав, Саш, раввин, в данном случае, действительно, становится почти полноценным участником. И, судя по всему, верит в свою избранность, возможно, даже проводника бога… При чём, в таком богоугодном деле - деторождения... Это какой-то своеобразный внутренний кодекс раввина, скорее всего. Иначе, думаю, он бы не выдержал.
Саш, спасибо за внимание.) Оно приятно и ценно для меня.)
Чудесного дня и вечера тебе, наполненных маленькими и большими приятностями:)
Ты бы и еврейкой подняла очаровательный бунт)
Какие?
Чудесного вечера тебе, Аня)
Эм..) Саш, у хасидов там такая своеобразная философия, пикантная, где-то даже до неприличия.)
Ежемесячно, сексуальная жизнь, по логичным причинам, у них подразделяется на чистый и нечистый (нида) периоды. Во время последнего, в течение двух недель, женщина превращается в запретный островок, к которому мужчине не позволяется даже пальцем прикасаться (суть: двухнедельное воздержание сильнее стимулирует желание). Если по истечению этой взаимной супружеской каторги, у женщины возникнут сомнения относительно собственной чистоты (?!) – ей прямая дорога к раввину(!). Он всё проверит (я промолчу каким образом) и вынесет свой благословляющий вердикт (или запретит опять). Это же так естественно, он же – наместник бога на земле… Кошмар. Потом женщина вынуждена отправиться на ритуальное очищение в общественное заведение (миква), где по тщательным предписаниям (с чего начать и чем закончить), в присутствии специально подготовленной женщины, омывает всё тело во имя чистого, а, как следствие, чудесного секса…
Ну не ужас? Такое унижение и для женщины и для мужчины и для самого таинства брака…
Думаю, моя душа не выдержала бы таких позорных манипуляций с телом.) Пишу и вторично радуюсь, что не видать мне ни очищающей миквы ни благородного раввина.)
Прекрасного вечера, Саша.)
Ох, Ань, какой всё это бред... нечистая и чистая женщина.
Нечистые мысли и душа, у таких бородачей: душа заросла бородой..
Читал одну книгу, Фрейзера, вроде, так там описываются ужасы патриархата, как в иных племенах Африки, когда у девушки начинались месячные, её загоняли, как зверя, в конуру какую то и там держали.
А конура была маленькая. Она там всё это время на коленях была, на карачках, в темноте и сырости, и ей чуть ли не кости подбрасывали..
Вместе с тобой радуюсь, что ты.. вне этой миквы. Да и я)
Ласкового дня, Аня)
Саш, я аж почувствовала лёгкий озноб, словно на голое влажное тело - стон ледяного ветра... Никогда не смогу понять и принять факт оправдания таких зверств глубоко религиозными или чрезвычайно важными общественными целями или чем-либо иным... Это дикая бесчеловечность.( Ужасно.
Хорошо иметь единомышленника в иллюзорном взгляде на потенциальные процедуры в микве.) Приятная солидарность с твоей стороны.)
Нежного дня, Саша.)