Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 августа 2021 г. 02:53

231

5 МАСУДИСТАН

«Афганская бессонница» впервые выходила в 2006 году в ЭКСМО, автор выступал под псевдонимом Николая Еремеева-Высочина. Как известно, серия издавалась под тремя разными именами авторов, в том числе и собственно с авторством главного героя – отечественного разведчика многих достоинств Пако Аррайи. Что называется, время срывать маски пришлось на выход романа «Рам-Рам» о приключениях Пако в Индии, а «Бессонница» была переиздана в собственном издательстве Сергея Костина «Свободный полет».

Книга представляет собой весьма интересный литературный опыт – это журналистское эссе в виде шпионского романа, написанного о разведчике, проникающем в ставку Ахмад Шаха Масуда под видом журналиста, и написанного кем? Правильно - журналистом, - Сергеем Костиным, собственноручно бравшим интервью у Масуда в 1999 году. Фильм Костина «Афганский капкан» я в свое время видел на НТВ и он произвел на меня весьма приятное впечатление – образ Ахмад Шаха Масуда, Панджшерского льва, злейшего врага шурави в 80-х и лидера Северного альянса, противостоящего талибам при поддержке тех же шурави в конце 90-х, раскрылся для меня с совершенно неожиданной стороны. При этом писатель Костин не пошел на поводу у очевидной выигрышной темы – перенести действие ненамного вперед и построить интригу вокруг убийства Масуда смертниками под видом марокканских тележурналистов. Костин пишет о выдуманных событиях в невыдуманном и совершенно аутентичном историческом интерьере, поэтому особо он фантазировать не стал и оформил сюжет вокруг совершенно не обязательных поисков двух артефактов – российского генерала, похищенного талибами, и огромного уникального изумруда («замарод», говорят афганцы). Сюжет совершенно условен и основным достоинством книги предлагаю считать авторские наблюдения за афганской жизнью и портреты с натуры действующих лиц, которые, кстати, раньше в оригинале с пояснениями можно было увидеть на фотографиях, выложенных на сайте издательства. Задняя страница обложки книги также содержит фотографию автора вместе с Масудом. Не многие пишущие на афганскую тему могут этим похвастаться.

Действие происходит на небольшом пятачке афганской земли около города Тулукан, центра территории под названием «Масудистан», контролируемой 60-тысячной армией Панджшерского льва. Пако Аррайя, выхваченный руководством из пока еще мирного Нью-Йорка, с большим трудом соглашается на выполнение опасного и сложного задания. Ему в темную помогают оператор и редактор, в Душанбе находится связной, больше помощи ждать неоткуда. Герой будет падать на вертолете, стучать зубами от холода, мучиться от бессонницы, сидеть под арестом, укрываться от артобстрела, вести религиозные беседы с муллой, привязывать пистолет эластичным бинтом к ноге и решать поставленные задачи. Следует также учитывать, что полиглот Аррайя не владеет ни дари, ни пушту, поэтому его беседы с контрагентами носят весьма сложный характер.

В заключение приведу цитату из интервью Сергея Костина: «Герой моих книг Пако Аррайя – это человек, который был заслан в молодости, при Советском Союзе. И вот страна поменялась, ему уже не 19 лет и он постоянно задает себе вопросы: зачем он это делает, на стороне ли он добра? И то, что эта книжка была замечена критиками и читателями, связано именно с тем, что это герой, в которого можно поверить, это герой, который задает себе те же вопросы, что и читатели».

Вывод: "Отлично". Афганский роман Костина, который может писать о шпионаже умно, профессионально и человечно.