Больше рецензий

11 августа 2021 г. 14:32

301

5 Спойлер

У Несбё я хорошо знакома с циклом про Харри Холе, а вот вне его прочитал всего одну, зато самой первой. Оторваться сейчас от цикловости было сложно - я видела знакомый четкий слог, обстановку, частично даже в персонажах, Улафе и Харри, находила схожесть, и это безумно мешало. Поэтому книгу, объемом меньше двухсот страниц, я читала так долго и по началу мучительно, пока в голове наконец-то не прояснилось и не произошло разграничение на две абсолютно разные книги.

Улаф - наемный убийца. Повествование ведется от первого лица, что усложняет задачу ненавидеть персонажа. Вообще, в большинстве книг я занимаю позицию главного героя, и это тоже весьма плохое обстоятельство для чтения. Ибо происходит оправдательный момент - как шутка про сериал "Ганнибал":

- Он убивает людей!
- Да, но он вкусно готовит.

Здесь происходит ровно то же самое. Улаф - убийца. Не важно, кого он убивает - распространителей наркотиков или собственного отца, избивающего мать, он - убийца, переступающий не только закон, но и нечто высшее, принимая решение о жизни или смерти для своих жертв. Сам он относится к этому достаточно равнодушно - ни для какой другой работы же все равно пригодиться он не может. Он получает задание - убить жену своего клиента-заказчика, обставив все, как ограбление. Для Улафа это проблема, ему претит причинять боль женщинам, это бы сделало его похожим на отца. Уже на столь мрачную фигуру персонажа начинает светлыми тонами накладываться что-то хорошее. Улаф следит за женщиной, к которой приходит любовник, бьет ее и фактически насилует, но она не проявляет ответной агрессии или попыток защититься. Ведомый благородством, Улаф убивает не жену, а любовника, создавая лишь новый виток проблем, на сей раз, для самого себе, ибо жертвой стал сын заказчика, пасынок той, кого насиловал. Во всем этом отдает не холодностью северной страны, а сериальной драмой бразильских или индийских жарких мест.

Мне нравятся сложные персонажи, находящиеся в пограничье определений "хороший-плохой", привлекают тяжелые судьбы и попытки выбраться или смириться с собственной увечностью (не обязательно речь про физические недостатки). Нравится неоднозначность, в которую читателя вводит автор, заставляя размышлять над поступками, событиями и логикой действия, не давая определенной позиции в тексте. Легко плыть по течению сюжета, где четко говорится: "Так, вот его мы любит, а это плохой, мы с ним не будем дружить и горевать тоже не будем", но куда сложнее при одинаковых фигурах, особенно при одинаково плохих с точки зрения морали и законности, заставить переживать или сочувствовать персонажу. У Несбё это превосходно получается.