Больше рецензий

9 августа 2021 г. 09:56

983

3 Тюмень. Страшная окраина. Злые собаки, пьяные алкаши замученные матери, гадкие дети, торчащие на героине афганцы, учителя-мучителя, безжалостные бандиты, обблеванные подъезды, лихие девяностые.

Многие помнят 90-е как непростое время. Сначала развал СССР, потом инфляция, бандитизм, дефолт, "челноки", наркоманы и группа "Мальчишник".

И только героиня Анастасии Мироновой - девочка Саша запомнит этот период как поток непрекращающегося запредельно ужаса.

Тюмень. Страшная окраина. Злые собаки, пьяные алкаши замученные матери, гадкие дети, торчащие на героине афганцы, учителя-мучителя, безжалостные бандиты, обблеванные подъезды, лихие девяностые.

Ну вот в буквальном смысле слова, самые страшные ужасы Стивена Кинга меркнут рядом с попытками девочки, пройти через тёмный подъезд в свою квартиру.

Воспитатели детского сада, больше похожи на надзирательниц концлагеря, учителя - на изощрённых экзекуторов.

Вечно голодные дети шляются по страшной улице, просто потому что взрослые заняты своими делами и не пускают их домой, по улице бегают злые собачки с рваными ранами и т.д и т.д.

Все ужасно, безнадёжно и чем дальше, тем хуже...

Книга разделена на главы, классы.

В них девочка, переходит из класса в класс, вроде как, взрослея.

Сначала, автор хотя бы вносила в разные главы какое-то разнообразие, связанное с тем, что вообще-то девочка становится старше, а потом окончательно "забила" и на сюжет и на здравый смысл.

Все в угоду "кошмарным ужасам".

Что понравилось в книге:

Ну если кто-то носит розовые очки и соскучился по 90-тым, есть хороший повод прочесть эту книгу и перестать это делать вообще. Раз и навсегда.

Среди "вечного мрака" поступает здравое зерно романа. Дети в девяностые росли как "трава в поле" и за ними особо никто не смотрел. Просто так было принято. И я с подругами тоже гуляла черт знает где, и умудрилась в двенадцать лет сбежать в лес. Просто потому что...могла...

Есть тип людей, который любит читать такую чернуху, а потом хвататься за голову и лепетать, мол, что за времена, что за нравы. Эта книга вот для них.

Есть в книге сцена, где девочка кормит голодных собак тортом и плачет. И собаки плачут вместе с ней. Из-за зарисовки ставлю две звезды, а не одну.

Что не понравилось или вызвало недоумение:

Странный авторский текст, в котором Миронова часто путает времена. Например, Саша "уходит из гостей " и тут же: Саша "спустилась с лестницы".И непонятно, уходит она или уже спустилась. К тому же текст читать и воспринимать сложно из-за обилия повторяющихся слов и даже оборотов.

Вообще постоянные повторы - главный недостаток текста. Из главы в главу повторяется сюжет, в котором девочка боится подъезда. И вот этот постоянный пересчёт ступенек, перечисление алкашей и собак, которые в подъезде живут, и перебор страшных случаев с подъездом связанных, вот они занимают добрую половину текста (а я еще не говорю о злой).

Непонятный параллельный мир романа похожий на ад, подаётся нам как "страшная" правда о 90х. Но если посмотреть этой правде в глаза можно увидеть, что Саша живет в гетто, и давайте признаемся честно: В неблагополучном окружении жить плохо в любое время, а в 90-е особенно. Кстати, Саша странный ребенок, какой-то впечатлительные и надломленный. Вот ей девять лет, и она боится клипов Валерия Леонтьева по телевизору. А если она через пару лет Кейта Флинта из "Prodidgy" увидит, то что с ней будет? Инфаркт?

Искусственное нагнетание жути и странные, непродуманные сцены. Например, квартиру ограбили. Бабушка каким-то "макаром" спустила по верёвке видео-магнитофон и он чудом уцелел. Потом две девочки лет восьми не могут его поднять. Вопрос: а как его умудрилась спустить девяностолетняя старуха? И с поездками в Польшу тоже непонятно. Как "челноки" ездили из Тюмени в Польшу? Неужели выгодно?

Половина историй вызывает желание, не то чтобы глаза протереть, а сходить в церковь, освятить там воду, и уже потом протирать глаза. Подспудно вспоминается Станиславский со своим "не верю!".

Никакого особого посыла книга не несёт. Это просто серия бытовых бессюжетных зарисовки на тему "как это было в девяностые".

Ну весь вывод книги в том, что это не благословенные времена, а смесь триллера и фильма про Дикий Запад.

Что вроде бы и так понятно.

Хотя, повторюсь, в гетто, все времена одинаково плохо жить, на то оно и гетто. На то оно и гетто.

Комментарии


Вот этот бесконечный подъезд, а также "пошла-поднялась-спустилась-ушла-вернулась-пришла" из главы в главу стали так бесить, что к концу книги я уже просто пролистывала целые страницы.
Кстати, если посмотреть посты Мироновой в фейсбуке или ее статьи, как журналиста, то становится понятно, что бессвязность изложения это видимо авторская фишка)


я, к сожалению, до этого не читала ее фейсбук. Прочитала лишь одну статью, посвященную пропавшей у нас в Тюмени девочки Насти, как раз из того дома, про который она писала в книге. Лишь поэтому меня книга и привлекла.