Больше рецензий

9 января 2013 г. 22:23

1K

5

Педагогические идеи Джона Локка, одного из виднейших философов и педагогов Англии XVII века, и сейчас вызывают живой интерес общества. Его взгляды формировались в условиях буржуазной революции, промышленного переворота и классового компромисса между буржуазией и дворянством. Фридрих Энгельс называл Локка «сыном классового компромисса 1688 года».
Он питал глубокую симпатию к классу новой буржуазии, к которому он и сам вполне относился, и выражал недоверие той части буржуазии, которая имела своей основой простонародье. Это объясняет контраст между взглядами Локка на воспитание будущего джентльмена и отпрыска неблагородной семьи: если образование первого должно было вестись с величайшей осторожностью чутким воспитателем, то для «детей рабочего люда» он предлагает учреждение «рабочих школ», где любой ребёнок будет под присмотром овладевать ремёслами и изучать основы богословия; разум первого должен быть свободен и развит, от второго же требуется лишь трудолюбие и прилежание.
Образованию детей простого народа Локк уделяет довольно мало внимания и акцент делает на результате педагогической деятельности как на джентльмене из дворянской семьи, приятного для общества и могущего вести свои дела с умом и без излишней расточительности.
Личность, которую Локк стремится воспитать, физически и умственно развита, обладает высокими нравственными идеалами, она свободна и стремится к саморазвитию, и в то же время успешна. Это особенно актуально сейчас, когда стремление к профессиональному успеху порой вытесняет в человеке нравственные, этические, культурные ценности, привитые ему воспитанием.