Больше рецензий

25 января 2009 г. 10:43

63

3

два небольших романа.
восторга нет. некоторые пассажи вызывали отторжение. но тем не менее, отложив книгу, впечатление остается от идей и образов, а то, что хотелось отодвинуть от себя во время чтения, отодвигается само собой. избирательность восприятия - чертовски забавная штука :)
получается, что послевкусие нравится мне больше вкуса.

1) НЕСПЕШНОСТЬ.
неспешен век 18 с его любовными приключениями и наслаждениями. и невыдержан век 20, в котором скорость, вечно освещенная сцена, на которой мы живем, и плясуны, которые жаждут не власти, а славы.

"..Наша эпоха отдалась демону скорости и по этой причине, не в последнюю очередь, так легко позабыла самоё себя. Но мне хотелось бы перевернуть это утверждение с ног на голову и сказать: нашу эпоху обуяла страсть к забвению, и, чтобы удовлетворить эту страсть, она отдалась демону скорости; она всё убыстряет свой ход, ибо хочет внушить нам, что она не нуждается в том, чтобы мы о ней вспоминали; что она устала от самой себя, опротивела самой себе; что она хочет задуть крохотный трепещущий огонёк памяти".

"...Степень медлительности прямо пропорциональна интенсивности памяти; степень спешки прямо пропорциональна силе забвения".

2) ПОДЛИННОСТЬ.
по впечатлениям непосредственно во время прочтения понравилась больше неспешности.
я всегда чуть ли не завороженно читаю о том, как интерпретируются одни и те же факты разными людьми (в данном случае близкими людьми), и о том, как далеко могут развести людей ничего не значащие на первый взгляд умозаключения. точку невозврата так легко пропустить во взаимных толкованиях и словоблудии.

концовка заслуживает отдельного упоминания: где граница между сном и бодрствованием? между кажущимся и подлинным? эти вопросы остаются с вами. и с вашими на них ответами :)

"…Жан-Марк поневоле вспомнил свою старую теорию о том, что есть три вида скуки – скука пассивная: барышня, которая танцует, зевая; скука активная: любители воздушных змеев; скука бунтующая: молодёжь, поджигающая автомобили и бьющая витрины".

"Дружба необходима человеку для того, чтобы у него как следует работала память. Помнить о своем прошлом, вечно хранить его в душе - таково необходимое условие, позволяющее нам, как говорится, сберечь цельность нашего "я". ... Они (= друзья) наше зеркало, наша память; от них требуется только одно - хотя бы время от времени протирать это зеркало, чтобы мы могли в него смотреться".