Больше рецензий
12 июля 2021 г. 23:29
490
4 I dream all year, but they're not the sweet kinds (c)
РецензияДолго я ждала финал трилогии о "Наследии Черного Железа", ждала-ждала, да так и не дождалась, потому что это не трилогия, муа-ха-ха! И может быть, именно в этом проблема этой книги.
С фантазией у Ханрахана всё по-прежнему замечательно. Казалось бы, можно ли еще чем-то удивить после первых двух книг? Можно. Вот тебе, читатель, чудес в ассортименте, но только потом не жалуйся, что у тебя ум за разум зашел и мозг закоротило. Уродливые святые мёртвых богов и не менее уродливые святые немертвых богов (наполовину труп, а наполовину рыба!). Драконы, такие, какими они и должны быть: практически неуязвимые для магии (но как и всё магическое, очень даже уязвимые для алхимического оружия), алчные, коварные и думающие только о себе, но одновременно являющиеся главами настоящих мафиозных кланов, в которых за серьезный проступок ты отрежешь себе все свои пальцы. Маги, расплачивающиеся своим телом за свою силу. Кровь и плоть мертвых богов, использующаяся алхимиками. Городской квартал, посмертное чудо, воплощенные в камне мечты и воспоминания одного идеалиста. Алхимические и теологические изыскания. Словом, в "The Broken God" есть всё, что влюбило меня в эту серию.
А вот с сюжетом и персонажами снова беда. Нет, не такая как в "Молитве", где за чудесных в уродливости своей город и живущих в нем существ прощаешь несколько картонных персонажей, движущихся по давным-давно заданным траекториям, но всё же после "Святого из тени" хочется большего.
Еще большая беда с ритмом. Первая половина книга - одна сплошная экспозиция, зато вторая... О, во второй половине сюжет раскручивается с безумной скоростью, расставленные с чувством и толком фигурки спазматически движутся по сюжетным линиям, и в этом движении по нарастающей персонажи теряют волю и объем. Да, заранее было ясно, к чему идет линия Раске, Избранного Драконом, спойлер спойлер спойлер, но Ханрахан только что жирным шрифтом не написал: "Посмотрите на этого дурачка наивного, ну вы ж понимаете, чем всё кончится, да?" И мне очень хотелось, чтобы кончилось всё не тем. Не только из симпатии к персонажу, но и из любви к неожиданным сюжетным ходам. Но нет. Ну и линия Бастона заканчивается примерно как линия Джере - нечленораздельным рёвом сорванных планов. И второй раз подряд использовать одного и того же deus ex machina - то ли something wicked this way comes, то ли таки фантазия временами западает иссякает.
Самый, пожалуй, главный вопрос, который у меня возник: а куда идем-то? На своем сайте Ханрахан четко обозначил, что серия никогда и не задумывалась как трилогия (а вы все Толкина обчитались, ага). В итоге чем меньше страниц остается до концовки, тем меньше понимаешь, к чему всё это. Интересно, интриги, алхимики не хотят слушаться драконов и получают атата, Раске пытается заслужить драконью любовь любой ценой, Эладора Даттин пытается спасти город, но город вновь полыхает, а линия Кари и вовсе не из этой истории - Кари бороздит моря и леса, убивает святых и ангстит, она всегда сама по себе. Смысл основной интриги раскрывается слишком поздно, и вместо aha-moment получается уставшее "а, так вот чего они все так суетились".
Да и в целом серия теперь выглядит как эдакая летопись придуманного мира, нежели история со сквозным сюжетом, но если у того же Гладстона в его Craft Sequence есть несколько точек вхождения, то читать "Наследие Чёрного Железа" как отдельные истории не выйдет - не хватит контекста.
На самом деле это всё, конечно, старческое брюзжание. Книги прекрасные, и написаны достойно, и я не побоюсь сказать, что это одна из самых стоящих и интересных серий за последнее десятилетие, наряду с Craft Sequence и Divine Cities.
P.S. А еще меня очень интересует вопрос, растут ли у здешних драконов зубы как у акул или нет? Потому как каждому избранному они даруют кинжал, сделанный из своего зуба, а живут драконы долго и на всех избранных зубов не напасешься.