Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

7 июля 2021 г. 19:23

661

5 Спойлер …я изо всех сил вспоминаю, что я принцесса.

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре.
Пара спойлеров и заметная необъективность.

Плюсы: техника, персонажи, мораль, иллюстрации.

— Тебе хорошо выдумывать, когда у тебя всё есть.
А вот если б ты была совсем нищей и жила на чердаке, что тогда?

Мысли: я искренне люблю эту чудную сказку ещё с юных лет. Это одна из немногих историй о принцесс, в которых героине приходится столкнуться с настоящими проблемами, а не чем-то в духе «Ах, принц Вумпильшпринцхин меня не заметил!». Наверное, именно поэтому нежное отношение к истории Сары Кру осталось со мной по сей день.

Техника. Произведение переведено нормальным русским языком, сохраняется чудная стилистика. Описания достаточно ярки, диалоги немного подчищены, но уместны для атмосферы английского пансионата для благородных девиц. Вероятно, разговоры незначительно преобладают над описаниями, но книги этот факт не портит. У данного издания [Азбука-Аттикус, Махаон «Классная классика», 2019] наблюдаются чудные иллюстрации. Если же вы занятая белка в колесе, вы можете прослушать сказку в чудном исполнении Натальи Михеевой.

Содержание.

2719137_2.jpg
Содержание. Итак, чем же так хороша эта сказка в моих глазах?

Начнём с посылов, заложенных в этой истории. Мне импонирует, что писательница не боится провести маленькую девочку через боль и страдания, которые были знакомы настоящим детям: думаю, хотя бы раз вы читали или смотрели что-то, где фигурировали лондонские оборванцы, потерявшие родителей. Писательница чётко даёт понять, что она считает правильным поведением, достойным настоящей принцессы: несмотря на некоторую избалованность и изнеженность, принцесса остаётся доброй и способной на сострадание; она делится всем, что у неё есть, даже в такие минуты, когда она владеет только чёрствой краюхой хлеба; что доброта бывает заразительна; что принцесса не боится работы и способна думать.

На мой взгляд это прекрасно. Действительно, история чем-то напоминает Золушку, где фею-крёстную заменяет сосед-индус. Но всё-таки, у Золушки была волшебная подмога, а Сара, голодая, разделила свой хлеб с нищей девочкой, умирающей от недоедания. Собственно, тут мы плавно подходим к самой личности Сары Кру.

Эта девочка в моих глазах — образец для подражания. Не потому, что у неё был богатый папенька и девочка была всячески обласкана. Нет. Мне импонируют её жажда знаний, доброе сердце, способность любить и прощать, великодушие и крепость духа. Писательница не лишает девочку отрицательных черт, что делает её более живой: да, малышки Кру впадает в отчаяние со смертью отца; да, ей тяжело работать как каторжной; да, в какой-то момент она злится на Эрменгарду и не только; да, есть эпизод размышлений о смерти — но это правильно, так и должно быть. Девочка проходит тяжёлый период, длящийся несколько лет. Но... Сара не ожесточается, она не становится отупевшей рабыней: она работает и продолжает пытаться учиться, несмотря на все козни мисс Минчин.

Ах, да, к слову мисс Минчин просто отвратительная дамочка, прекрасно олицетворяющая всех лицемеров на свете: она ненавидит героиню с самого начала, но терпит девочку ради денег её отца. А как только Сара падает по социальной лестнице, мисс Минчин не гнушается и рукоприкладства. Впрочем, с ней всё ясно ещё с того, как она обращается с Бекки. Самое смешное, что её нельзя назвать тупой: она в меру смекалистая и способна «переобуваться в полёте», как сейчас говорят. Но самым интересным в отношениях малышки Кру и мисс Минчин я считаю причину конфликта: женщина откровенно бесится от того, что ребёнок умнее и воспитаннее её. Оба случая рукоприкладства, кстати, связаны с тем, что Сара явно осмысленно смотрела на директрису, мысленно уничижая её, что приводило тётку в неистовство [ах ты маленькая чертовка :)].

Но, будет честно, если я отмечу и недостатки сказки. Ведь если я люблю историю, вовсе не значит, что я не вижу в ней промахов.

Во-первых, мне не очень нравится раболепность подруг Сары: если со стороны Бекки это объяснимо социальным положением, то стороны Эрменгарды — всё же сомнительно. С одной стороны только Сара всегда нормально относилась к однокласснице, но это обожествление Эрменгардой Сары я всё же считаю лишним.

Во-вторых, я считаю неоднозначным момент с облагодетельствованием малышки Кру. Нет, меня смущает не то, что добро получает по заслугам, а сам процесс: некий индус запросто проникает в комнату на чердаке, где спит маленькая девочка. Это как-то... не комильфо, если честно. К счастью, ничего _такого_ в книге не подразумевается: индийским джентльменом движет чувство вины перед дочерью погибшего друга, а тут рядом страдающая девочка — банальный перенос в попытке успокоить свою совесть. Со стороны индуса-слуги... ну, наверное, чувство жалости, удивление от того, что Сара заговорила с ним на его родном языке и то, как обезьянка отнеслась к девочке?

В-третьих... Лично я не считаю минусом некоторую наивность повествования, но для кого-то это так же отправится в список недостатков книги.

Короче говоря, книжка замечательная, в меру жизненная и в меру сказочная для такой истории. Она поучительна и интересна. Идеальное чтиво для юных девочек, чтобы понять, что важно в жизни: не бояться невзгод, уметь думать и оставаться собой в любых обстоятельствах.

Обожаю эту историю всем своим котячьим сердечком! (=^⌒ω⌒^=)♡

свернуть

Итог: если вы любите сказки о девочках, сильных духом, то эта книга для вас.