Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июня 2021 г. 09:04

543

5 ХАРРИ ХОЛЕ ПРОТИВ УБИЙЦЫ ПОЛИЦЕЙСКИХ

Сюжет: некто коварно убивает полицейских, имеющих отношение к нераскрытым ранее делам об убийствах, заманивая их на места совершенных преступлений в годовщину трагических дат. По мере роста количества погибших, возникает острая необходимость в привлечении к поискам виднейшего норвежского специалиста по серийным убийцам, которого многие читатели самого считают погибшим (ну, грешно думать, что это спойлер – никто ж не верил, что Ю в предшествующем романе укокошил Харри взаправду:).

«Знаю, знаю. Но должен же я был рявкнуть на них. Это одно из преимуществ, ради которых люди работают на износ, чтобы стать начальником. Так ведь?» или «Он никогда не понимал фанатов оружия, как не понимал фанатов автомобилей или людей, строивших дома, подходящие к их аудиосистеме». Неизменный юмор автора на месте, как и щедро разбросанные приметы времени из поп-культуры: песня Джей Зи, сериал «Во все тяжкие», куча старых и новых рок-групп (переводчики не успевают за Несбё – на стр.242 Bon Iver ошибочно названа Bon Ivers). Автор часто позволяет себе обращаться к классике детектива, балуя читателя намеками и аллюзиями. Застрелив своего героя в финале предыдущей книги (тремя пулями!) и давая интервью о том, что с Харри Холе покончено, Ю фактически дублировал известную ситуацию с гибелью Шерлока Холмса в Рейхенбахском водопаде. Для нас начало этого романа Харри встречает в коме, враги его сильны и на свободе, и автор для уверенности убивает его еще разок. Но все, естественно, является не тем, чем кажется, и вот уже Харри снова морщит мудрый лоб и маньяков, применяя «анализ, основанный на неструктурированных фактах, известный также как «метод Харри». В свою очередь, способ побега из мест заключения отсылает к «Графу Монте-Кристо», а сцена с посещением тюрьмы сотрудницей полиции к «Молчанию ягнят»:

«-Рико Хэррем - потенциальный насильник. Вы уверены, что не хотите, чтобы в комнате находился кто-то еще?
-Я могу позаботиться о себе.
-Так же говорила и наш зубной врач. Ну ладно, по крайней мере, вы в брюках...»

«Полиция» в названии – это как диагноз. Как способ и образ жизни. Как то, без чего не может жить главный герой. Как то, за что убивает его антагонист, хотя это две противоположные стороны у медали. Линия коррумпированных полицейских из «Призрака» естественным образом продолжена, создавая фон для длящегося конфликта (как ритм-секция в аранжировке, ведь Несбё кроме писательства еще и лидер рок-группы), а в качестве солирующей гитары предложена интрига по поиску серийного убийцы полицейских. Тут же и бесконечная возня с подругой Ракель: любит-не-любит, теперь уже женится-не-женится, вечные обещания спокойной жизни и их неминуемое крушение. Но даже эти отношения хитроумный Ю использует для мелодраматического ушёптывания читателя перед тем, как нанести ему очередной жестокий и трагический удар: писатель безжалостно бросает в топку своего кровожадного романа одного из полюбившихся персонажей.

Ярко описана рафинированная жизнь начальника полиции Бельмана, в которой за лакированным фасадом успешных семейной жизни и карьеры есть место лжи, измене и преступлениям. Показательна и психологически точно описана его связь с членом Городского Совета Исабеллой, являющейся его неотличимым отражением. «Ты меня любишь?... Я шучу. Что, испугался?» В их жизни респектабельных чиновников высокого ранга по сути нет ничего настоящего. Несбё опять, как и в «Снеговике» (или даже в «Охотнике за головами») уделяет пристальное внимание супружеской измене как социальному феномену. А на стр.303 автор высказывается на религиозные темы, вложив необходимые мысли в голову негодяя Трульса (помните Сжигателя из «Призрака»?): «Отпущение грехов. Гениальное изобретение. Религию стало труднее продавать, ведь так нелегко следить за соблюдением всех заповедей, особенно после того, как людям начали советовать поддаваться некоторым искушениям... И был изобретен ад... И пожалуйста - напуганные клиенты были загнаны обратно в церковь, но на этот раз им пришлось заплатить». Но все равно, этот роман в меньшей степени социальный, чем тот же «Призрак», намного возвышающийся над жанровой литературой. Сейчас перед нами вновь ребус-головоломка. Пять-шесть ловко тасуемых подозреваемых, но истинного «палача полицейских» я, как опытный пользователь несбёнских ребусов, заподозрил быстро, хотя нагромождение улик и намеков быстро увлекло и отвлекло меня куда-то в сторону. Как и задумывалось…

Немного критики. Простите меня. Щедро разбрасываясь идеями и детективными кунштюками, писатель на этот раз перекрутил, на мой взгляд. Много самоповторов, в основном в части перевода стрелок на различных подозреваемых. Регулярное использование одного и того же приема, указывающего на какое-нибудь лицо или событие косвенным образом, типа загадки с двумя правильными ответами с последующим ошарашиванием: а это я совсем не о том тебе рассказывал, дружище, о ком ты думал. Ну раз ошарашил, ну два, но от постоянного удивления эффект теряется. Опять чудом герой избежал смерти с применением голливудской сноровки. Не то, чтобы я не желал Харри здоровья, но он постепенно превращается в Джеймса Бонда натурально. Одним словом, взываю к скромности. Чуть-чуть минимализма совсем бы не помешало.

Вывод: «Отлично». Читайте дельный роман очевидно лучшего на данный момент автора детективов в мире и наслаждайтесь…