Больше рецензий

27 июня 2021 г. 17:30

299

3.5 Номинант в революционеры

Иногда так бывает, что одни и те же революционные идеи рождаются у нескольких человек, одновременно или последовательно. И то, кого по итогу будут считать революционером в своей сфере, а кого просто позабудут, зависит от многих факторов — удачи, маркетинга, способа подачи идеи, готовности людей её в принципе принять и т. п. Поэтому многие из тех, кого мы считаем «революционерами», по факту не придумали свою мега-идею сами, а, скорее, хорошенько переварили идею того, кому повезло меньше или кто пожалел усилий на её продвижение.

Примерно так произошло с «Истинными именами» Вернора Винджа и «Нейромантом» Уильяма Гибсона.

Виндж (на самом деле, корректное произношение его фамилии — «Винджи», но так уж он закрепился в русскоязычной среде) опубликовал повесть «Истинные имена» в 1981-м. И описал в ней концепт цифрового мира, в котором всё было не по-настоящему, но выглядело реальным. Это было, по текущей гипотезе, первой художественной книгой, рассказывающей о киберпространстве. А Гибсон «всего лишь» подобрал этот концепт, «переварил» его в своём сознании, добавил возможность умереть в нём по-настоящему — и стал в 1984-м году, через 3 года после публикации «Истинных имён», признанным новатором, повлияв на массовую культуру, компьютерную промышленность и много чего ещё. А киберпространство Винджа, несмотря на номинацию на «Небьюлу» и «Хьюго», мимо массовой культуры сильно промахнулось.

Почему так? Ведь, кажется, концепты вполне похожи, идея та же самая, верно?

Думаю, всё довольно просто. Несмотря на бесспорную революционность идеи и её качественное описание, «Истинные имена» — просто хуже, как книга.

Сюжет тут вертится вокруг противостояния киберпространственных хакеров некоему сверхсильному пришельцу неизвестно откуда. И эта часть сюжета кажется основной, пока примерно к 60%-м текста она… не заканчивается! А после на её основе Виндж пытается строить интригу, чтобы через эту интригу подать вторую идею, которой хотел поделиться, — о трансгуманизме. Но лично меня он концовкой книги почти не увлёк. Кульминация, отстоящая от финала почти на половину текста — странное решение.

Персонажи проработаны неплохо, но они как-то все на одно лицо. Воображение рисует образ, но образ так и не становится выпуклым, даже для главных героев. Так плоскими они и заканчивают, несмотря на все академически добавленые внутренние конфликты и прочее. Снова хорошо, но не задорно.

Но главное, в чём «Истинные имена» проиграли «Нейроманту» вчистую, — это атмосфера. Её тут почти нет. А когда она появляется, когда киберпространство начинает обретать краски и глубину, внезапно выясняется, что читаешь фэнтези Необычным и тоже странным решением Винджа его киберпространство выглядит, словно немного фантасмагорический фэнтезийный мир — с магией, замками, сказочными тварями и… мотоциклами Образности ему, в целом, хватает, хоть образы и не завораживают, но это — настолько слабее того вкусного, объёмного и пробирающего до мурашек мира, который нарисовал в «Нейроманте» Гибсон, что шансов остаться в памяти читателя эмоциями, а не фактом прочтения, затирающимся и блекнущим за какие-то недели, у «Истинных имён» не остаётся.

Рекомендую ли я эту повесть прочитать? Безусловно. Она — предтеча киберпанка, который мы знаем сегодня. Она безусловно пророческая. Поэтому читать надо, но — для общего развития. Удовольствие от прочтения будет, но какое-то… «дежурное», что ли, «проходное», без особой яркости. По крайней мере, так было у меня.

Источник