Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июня 2021 г. 11:44

2K

4 «У меня не было жалости».

Качели в своем понимании очень похожи на маятник. Беспечно, не зная усталости, качаются то в одну, то в другую сторону. Раз - два, добро - зло. Разницы не чувствуя, индифферентно, раскачиваясь в точно заданном ритме, они впадают в легкую степень транса, чтоб тихим скрипом напомнить, что у каждого решения есть последствия, а у медали – две стороны. Человеку только кажется, что он волен выбирать. Отнюдь. Ежесекундно принимая решения, мозг иногда даже не в силах обработать такой поток информации, чтоб принять, в общепринятом смысле, правильное решение. Да, парадоксально, но наш выбор полностью зависит от множества факторов, в которых мы пытаемся плавать с рождения, изучая подводные мины, на которые лучше не натыкаться. Осознанно делая выбор, человек свыкается с мыслью, что призраки предопределенности возьмут свое с процентами. Договор с дьяволом прост, ничего сверхъестественного.

Ужастик с нарисованными монстрами не так страшен, как деяния самого человека, его границы, его поступки. Монстры внутри нас сидят тихо, но ровно до того момента, когда человеческие чувства и инстинкты не прорывают плотины сознания. Лавина сметает все на своем пути, ломая хрупкие постройки моральных устоев, светлых надежд, добрых побуждений. Человек слаб, так достоин ли он прощения?

Ричард Адамс создал довольно трудное для понимания и для осознания произведение. Думаю, что создавалось оно как хрупкий фарфор, путем лепки, обжига и росписи. Под множеством слоев глянца из глазури, скрывается грязь обычной глины. Кусок вязкой жижи превращается в легкую и идеальную фигурку, за которую некоторые готовы отдать целое состояние, душу, мирясь с цепными псами из ада, которые прибегут забирать долг. А они обязательно прибегут. Дело во времени. Роман тягуч и многословен, насыщен подробностями, забит до отказа ненужным старьем, деталями, которые как карточный домик, готовы рухнуть в любой момент. Дорога в горку всегда тяжела, но посередине, когда начинается спуск, инерцию движения уже не остановить, трагедию не предотвратить, остается только наблюдать за неизбежным.

Перед нами разворачивается история одной любви. Романтичной, трагичной, страстной, ужасной – все одновременно. Любовь она как яд, иногда попадая в организм, ломает его, отравляет каждую клеточку, отключает разум и плюет на последствия. Человеческие судьбы ломаются как печенье, плавятся как лед, оставляя после себя лишь остатки воды. Счастье и боль – увы, маятник, в общем-то, качается в обе стороны.

Алан Десленд – обычный мужчина, англичанин, получивший качественное образование, владелец антикварного магазина . Женщины его в принципе не очень интересовали, весь смысл жизни составляла работа и поиск коллекционного фарфора. Если вы думаете, что он мужчина мечты, нет, он совершенно обычный, ничем не примечательный, далеко не идеальный, но верящий в оглушительную силу любви человек. Кто не верит в любовь? Ох, не зовите, она придет в самый ненужный момент и разорвет на кусочки, как дикое животное свою добычу. Самое важное в характере Алана, то, что он коллекционер, то есть тот человек, кому определенная вещь нужна до жути. Обладание вожделенным предметом затмевает все сопутствующие факторы, превращая в слепое пятно все, что находится рядом, обращая жизнь в одно больше «хочу». По работе Алан приезжает в Копенгаген и встречает идеальную девушку, объект его вожделений, ангела, срони белому фарфору без изъянов – Карин. Просто Карин. Она воплощение идеала, она то, что так ему недоставало, она - это мир. У нее нет недостатков, как у самого прекрасного произведения искусств, она воплощение женственности, идеальной формы счастья. Он не хочет знать ничего, что было до него, его незнание его вполне устраивает, потому как обладание идеальным артефактам не подразумевает, что им обладал кто-то до него. Вспыхивает сильная страсть, которая по законам жизни, горит ярко и сгорает дотла. У Карин есть история, как и у любого человека, но чтоб быть с Аланом, она делает страшный выбор, который рано или поздно догонит их обоих.

Верить ли в мистику в этой истории? Не знаю. Написано нагнетающе, местами страшно, местами удушающе мерзко. Последствия выбора проявляются с ошеломляющей скоростью, теряется грань между сном, явью, светом и тьмой, добром и злом. Виновность определяется внутренней убежденностью, остатками совести, кусочками разума. И Карин и Алан все знали изначально, догадывались о финале, пророчили итог. Автор намекает нам о том, что было, не утверждая определенно, выводы делает читатель, руководствуясь своими моральными убеждениями. Желание обоих перечеркнуло все, их идеальность превратилась в труху, их любовь излилась черной грязью прошлого, замазывая яркую глазурь настоящего. Останется только фигурка девушки на качелях с невинным ангельским личиком, статично замерев под слоем глазури, как напоминание о грехах , о последствиях, об ужасе произошедшего.

Книга парадоксальна, полна противоположностей и контрастов. Автор жонглирует ими, когда, казалась бы, засыпаешь в обыденности. Тихая семейная жизнь наполнена страстью, страхом, радостью, болью – всем спектром чувств, которые может испытать человек. Мы все хотим чувствовать, это и есть жизнь. Хотим испытывать эмоции, а многие на них подсаживаются, испытывая зависимость. И тут возникает резонно морально-этический вопрос – на что готов пойти человек, ради жизни? Мучиться и терпеть или сгореть в ярком адском огне? Кто остановит колыбель Ньютона, чтоб дать передышку человечеству? Смерть нам – это расплата за рождение, а как жить – это выбор одного единственного человека. Последствия необратимы. Осуждение под запретом. Так кто первый бросит камень?

Книга прочитана в рамках игры «Долгая прогулка», команда «Параноидальные ведомости», бонус июнь.