Больше рецензий

10 июня 2021 г. 00:36

174

3

Дарелл Хафф большую часть своей жизни был журналистом и писателем, при этом мировую известность обрёл как знаток статистики. А всё благодаря своей самой успешной книге «Как лгать при помощи статистики», написанной аж в 1954 году, но в целом не утратившей актуальности и по сей день. Во всяком случае издатели с успехом переиздают её и переиздают.

Весь тон книги можно выразить самым первым эпиграфом из неё, где приведены слова Бенджамена Дизраели: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

Нет, автор не пытается выставить статистику как ужасную или бесполезную науку. Однако же он в лёгкой и ироничной форме пытается объяснить то, что многими людьми воспринимается как адская математическая заумь. А также показывает, как при помощи цифр можно манипулировать мнением и восприятием информации.

Формально книга разделена на тематические главы, где автор раскрывает более подробно тот или иной аспект: что такое случайная выборка, какие бывают виды среднего, как можно манипулировать восприятием при помощи «правильного» графического представления результата. О чём обычно не договаривают в выводах, как погрешности могут существенно изменить картинку, или как подменяют причину и следствие (или вовсе находят связь там, где её нет). И всё это автор описывает на конкретных примерах из жизни (что, разумеется, намного лучше позволяет понять его мысль, чем если бы это было чисто академическое повествование). Но я говорю «формально» — потому что на самом деле жизненные примеры — это не искусственные тесты, и часто в одном и том же «статистическом исследовании» обнаруживаются сразу несколько проблем, о которых автор и упоминает то тут, то там, порой повторяясь. Ну и как говорит он сам говорит, статистика — это «не только наука, но и искусство». И потому часто одни и те же данные можно подавать с разной окраской, в зависимости от того, какой результат требуется самому статистику или его заказчику. Тут Дарелл Хофф сравнивает статистиков даже с авторами рекламных текстов:

В условиях коммерческой практики статистик настолько же не склонен выбирать неблагоприятный метод подачи данных, насколько автор рекламного текста не склонен описывать товар как «хлипкий и дешевый», когда он может назвать его «не оттягивающим руку и предназначенным бережливым хозяйкам».

Крое того, говоря, что книга не утратила актуальности, я немного лукавлю. Но лишь отчасти. Трюки по-прежнему существуют и даже используются. Но просто они уже не являются «открытием века» (конечно, если эту книгу уже 70 лет издают!) Потому что часть описанных хитростей — это как азбука любого уважающего себя аналитика, при этом действительно профессиональные аналитики даже считают ниже своего достоинства использовать подобные низкопробные методы в работе (например, часть указанных «трюков» описывает в своей книге «Игра в цифры» как жульнические и Василий Сабиров).

Книга довольно короткая, главы — как самостоятельные статьи (иногда слегка повторяющие друг друга, как я уже говорил). Но читается легко, содержит небольшую долю юмора, и уж наверняка будет полезно всем, чтобы лучше понимать «статистические выводы» и уметь их критически оценивать, а не верить любому «умнику-аналитику».

При этом я ожидал от неё всё же более структурного подхода и более глубокой проработки темы, а книга оказалась больше развлекательным памфлетом, чем полноценным научпопом. Вероятно, именно это несоответствие ожиданиям и вылилось у меня в итоговую среднюю оценку.

Источник